Магазинам приходится привлекать покупателей скидками. Фото Reuters
В развитии российской розницы поставлена «новая точка отсчета», сообщили вчера исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ). Кризис-2015 оказался для торговли тяжелее кризиса-2008. Чтобы простимулировать спрос, ретейлеры даже были вынуждены перейти к сдерживанию роста цен на товары. Замедление инфляции фиксирует и Росстат. Наконец, судя по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), некоторое ослабление инфляционного бремени как будто заметили и сами россияне. Несмотря на это, цены остаются высокими, и население продолжает экономить.
По итогам первой декады января инфляция в России замедлилась – следует из вчерашнего отчета Росстата. С 1 по 11 января индекс потребительских цен составил 0,3%. «Исходя из инфляции за 2015 год в 12,9%, получается, что в годовом выражении инфляция к 11 января снизилась до 12,3%», – делают вывод аналитики Интерфакса. По их прогнозу, если среднесуточный рост цен в январе сохранится на текущем уровне, инфляция по итогам месяца окажется в пределах 0,9%, и это будет означать, что «в годовом выражении инфляция снизится до однозначного значения – примерно до 9,6–9,7% уже в конце января».
Социологи ВЦИОМа подкрепили статистические сводки собственными данными, продемонстрировав, что замедление инфляции – уже тенденция. «По оценкам респондентов, темп роста цен на основные продукты и услуги в конце 2015-го был заметно ниже, чем в начале года», – говорится в материалах ВЦИОМа.
Можно привести несколько примеров. Так, в декабре 2015-го 41% из 1600 опрошенных заявили о значительном росте цен на фрукты и овощи. В январе 2015-го на существенное удорожание фруктов и овощей жаловались 70% респондентов. Значительный рост цен на мясо и мясопродукты в конце 2015-го заметили 36% респондентов против 68% в начале прошлого года. В конце 2015-го сахар значительно подорожал, по мнению 21% опрошенных. Хотя в начале прошлого года о существенном росте цен на сахар говорили 69% участников опроса. Примерно та же ситуация и с ценами на хлебобулочные изделия, молоко, молочную продукцию, крупы и макароны.
При этом социологи ВЦИОМа уточняют: сейчас стало больше граждан, утверждающих, что цены на основные товары и услуги «выросли, но незначительно».
Похоже, у ретейлеров теперь не остается иного выбора, как в ручном режиме сдерживать рост цен. Об этом сообщили вчера специалисты ВШЭ в своем обзоре розничной торговли по итогам четвертого квартала прошлого года. Проанализировав результаты опросов около 4 тыс. руководителей торговых организаций, экономисты пришли к выводу, что теперь для российской розницы наступает новый – если можно так выразиться, еще более кризисный – период.
«Индекс предпринимательской уверенности по итогам четвертого квартала впервые с 2000 года вышел из области положительных значений, просев сразу до минус 2%», – отмечается в обзоре. Настолько плохие значения индекс не демонстрировал даже в кризис 2008–2009 годов. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов, изменения экономического положения в текущем периоде по сравнению с предыдущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде.
«Один из стратегических сегментов российской экономики – розничная торговля – завершает 2015 год с худшими результатами более чем за десятилетний период проведения конъюнктурных обследований. Приходится констатировать, что поставлена новая точка отсчета в развитии торговли», – указывают авторы обзора.
Они поясняют: в прошлый кризис бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребительского рынка и достаточно широкого спектра доступных кредитных пакетов. Но теперь из-за сокращения доходов населения, удорожания кредитов, ослабления рубля, экономической неопределенности «такая ситуация практически невероятна». По словам экономистов, «все большее число потребителей переходят в разряд наблюдателей за торговым процессом, но не его активного участника». Ретейлерам пришлось к этому приспосабливаться, замедляя рост цен.
«Безусловно, оставаясь высокими, темпы роста цен относительно третьего квартала продемонстрировали умеренное замедление. Факт повышения констатировали менее 50% руководителей торговых фирм против 60% в первом квартале», – говорится в обзоре.
Впрочем, замедление роста цен – еще не снижение. Цены остаются высокими, и россияне продолжают экономить. Показательна ситуация с подготовкой к Новому году. Как сообщил вчера исследовательский холдинг «Ромир», с одной стороны, расходы населения в декабре прошлого года выросли по сравнению с ноябрем сразу на 19,4%. С другой стороны, «в предыдущие годы рост расходов в декабре относительно предыдущего месяца был еще более существенным: в 2014 году разница между ноябрьскими и декабрьскими расходами составила 25%, в 2013-м – 21%, а в 2012-м – 24%».
Такие данные были получены на основе скан-панели, учитывающей потребление 10 тыс. россиян, 4 тыс. домохозяйств в 52 городах с населением более 10 тыс. человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой, после чего информация в онлайн-режиме поступает в базу.
О потребительском пессимизме россиян свидетельствует еще одно исследование, проведенное аналитиками Sberbank CIB. В ходе опроса 2,3 тыс. граждан они высчитывают «Потребительский индекс Иванова», названный в честь самой распространенной в России фамилии. Условный Иванов в обзоре – это «типичный представитель российского среднего класса», уточняют аналитики.
«Доля Ивановых, перешедших на потребление менее дорогих товаров, продолжила расти и составила 70%, – отмечают исследователи. – По-прежнему растет и доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками». Опрос показывает: россияне часто посещают магазины. «Но... частоту посещений нивелирует сокращение среднего чека», – добавляют аналитики Sberbank CIB.
Опрошенные «НГ» эксперты не видят особых предпосылок ни к дальнейшему замедлению роста цен, ни к их снижению.
«Все факторы, влиявшие на цены в прошлом году, сохранятся и в 2016-м. Мы совершенно точно не увидим в первом полугодии ни замедления темпов инфляции, ни стабилизации цен на потребительском рынке. Не исключаю, что рекордное снижение продаж в рознице, которое по итогам прошлого года приблизилось к 12%, может получить продолжение и в этом году из-за падения реальных доходов населения», – говорит директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.
Из-за действия контрсанкций, роста тарифов монополий и дальнейшего ослабления рубля нас ждет новый виток инфляции, предупреждает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По мнению эксперта, цены на некоторые продовольственные товары в 2016-м вырастут еще на 20–30%.