Предпосылок для явного импортозамещения рыбной продукции за год так и не появилось. Фото РИА Новости
Уходящий 2015 год показал, что российская промышленность практически не смогла воспользоваться позитивным эффектом девальвации рубля – и не использовала возможности импортозамещения. Спад промпроизводства так и не был преодолен. А к концу года все больше российских предприятий заявили о планах вынужденного расширения импорта.
Курс на импортозамещение президент Владимир Путин объявил еще год назад. «Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции», – призвал Владимир Путин. Замещению импортных товаров, по словам президента, должно было способствовать «ослабление национальной валюты», которое «повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний».
Отечественная продукция при ослаблении рубля теоретически могла бы получить ценовое преимущество. Так, девальвация рубля в 1998 году способствовала существенному экономическому подъему. Рост ВВП России в 1999 году составил 2%, в промышленности – 8%. При этом темпы роста обрабатывающих производств по итогам только 1999 года достигли 13%.
Однако нынешняя девальвация рубля и запрет на ввоз в страну западной продукции не дали тех результатов, на которые рассчитывали власти. Так, в январе–ноябре промпроизводство в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упало на 3,3%, а также на 3,5% в ноябре 2015 года к ноябрю прошлого года. В ноябре в годовом исчислении добыча полезных ископаемых сократилась на 0,1%, обрабатывающие производства – на 5,3%. И в некоторых областях картина оказалась почти катастрофической: производство бумаги и картона сократилось почти на 80%, грузовых вагонов – на 50%, двигателей внутреннего сгорания – более чем на 30%, легковых автомобилей – на 25%.
В то же время статистика производства продуктов питания по итогам 11 месяцев оказалась более противоречивой. Выпуск подсолнечного масла сократился на 11%, производство фруктовых и овощных соков за тот же период сократилось на треть. Тогда как производство мяса и субпродуктов за отчетный период увеличилось более чем на 13%, мяса птицы – на 10%, выпуск мясных полуфабрикатов вырос на 5,2%. Лишь на 4% по итогам 11 месяцев выросло производство рыбной продукции в РФ. Наибольший же рост в январе–ноябре 2015 года наблюдался в производстве сыров (+20%). Что удивительно, ведь по итогам, например, 10 месяцев отечественное сельхозпроизводство выросло лишь на 3%. А производство молока за тот же период даже сократилось на 0,3%. Ответ прост: бурный рост отечественной сырной индустрии происходил за счет производства суррогатов. Если за три квартала текущего года импорт в РФ сократился почти на треть, то ввоз пальмового масла для изготовления суррогатов за тот же период вырос более чем на 30%.
Из-за низкого качества российского сырья многие производители и вовсе предпочли отказаться от курса на импортозамещение. В результате значительная часть российской промышленности проводит сегодня скорее политику импортосохранения или даже импорторасширения вместо декларируемого импортозамещения. Что, по мнению экономистов, объясняется как разочарованием в качестве отечественной сырьевой базы, так и ее нехватками.