При кризисе люди готовы ударно работать за меньшую зарплату. Фото Reuters
Принятые программы занятости населения позволили удержать безработицу на относительно низком уровне – 5,8%, сказала вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. Ранее Голодец заявляла, что ситуация на рынке труда меняется в худшую сторону. Иными словами, номинальные рабочие места есть, но уровень доходов снижается, а сотрудников переводят на неполный рабочий день или отправляют в отпуск без сохранения содержания. По словам экспертов, эта тенденция будет только нарастать – особенно в предвыборные годы.
Правительственные чиновники уверены, что ситуация с безработицей в России далека от критичной. Ссылаются при этом они на данные официальной статистики.
Так, по последним данным Росстата, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в ноябре 2015 года составил 5,8%. В ноябре безработными, согласно методологии Международной организации труда, считались более 4,4 млн человек. По сравнению с ноябрем 2014 года численность безработных увеличилась на 10,7%.
В пятницу в эфире канала «Россия 24» вице-премьер Ольга Голодец похвалилась работой правительства: «В этом году реализовывалась большая программа по занятости населения, и она была нацелена на те регионы и предприятия, которые объявили о том, что их персонал находится под угрозой увольнения. Более 100 тыс. человек в этом году получили прямую поддержку для того, чтобы смягчить вот эти вот экономические последствия. Предприятия проходили санацию, они переоборудовались, в это время работники переподготавливались в рамках специальных курсов и были заняты на временной занятости. Начала работать программа содействия трудовой мобильности граждан... Это позволило удержать безработицу на относительно низком уровне – 5,8%».
Хотя Голодец все же признала, что «экономические сложности прежде всего привели к падению заработных плат»: «И это самый серьезный сигнал, который мы получаем от рынка труда». Так, согласно Росстату, в ноябре этого года реальные доходы граждан сократились на 5,4% к ноябрю 2014-го, а реальные зарплаты упали на 9%.
Ранее на заседании вице-премьер российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отметила, что ситуация на рынке труда становится сложнее. «Мы это видим. И хотя мы работаем в режиме онлайн и принимаем много мер для поддержки занятости, обращаю внимание, что мы организовали горячую линию, чтобы информация о малейших переменах доходила сразу до Минтруда. Лучше работать на упреждение, чем разбирать сложнейшую ситуацию», – приводит слова Голодец Интерфакс. Ведь были предприятия, которые, по словам вице-премьера, до последнего убеждали, что у них все хорошо, а потом резко оказывались в безвыходной ситуации.
В минувший четверг, 24 декабря, президент Владимир Путин на встрече с представителями крупного российского бизнеса похвалил олигархов за – дословно – «бережный» подход к кадрам: «Несмотря на сложную конъюнктуру, на объективные трудности, вы обеспечили устойчивую работу предприятий, сохранили трудовые коллективы. Мы внимательно анализируем, что происходит на конкретных предприятиях, и видим, что даже там, где есть временные трудности, вы предпочитаете все-таки даже сократить, может быть, рабочее время, но коллективы сохранить. В целом, на мой взгляд, очень правильный подход, нужно очень бережно относиться к кадрам», – сказал президент.
Экономисты согласны, что действительно уровень безработицы в стране далек от опасного. В частности, руководитель Экономической экспертной группы при правительстве РФ Евсей Гурвич говорит, что показатель безработицы 5,8% носит естественный характер: «В будущем будет сохраняться примерно такой же уровень, и резкого роста безработицы не ожидается. Причина – в сложившейся демографической ситуации. Сейчас мы наблюдаем сокращение экономически активного населения, схожая тенденция будет и в следующих годах».
Хотя Гурвич добавил, что в периоды спада экономики работодатели могут переводить работников на неполный рабочий день или отправлять в отпуск, сокращая таким образом фонд оплаты труда, но в целом рабочие места сохраняются.
Замдиректора Центра развития Валерий Миронов напомнил, что в 2008 году предприятия выбрали курс на снижение численности работников: «Бизнес устроил внутреннюю «девальвацию» – сокращали зарплаты, увольняли сотрудников. В нынешней ситуации мы видим обратную картину: численность работающих почти не сокращается. Некоторые отрасли промышленности демонстрируют рост – например, химическая, нефтеперерабатывающая». Миронов отметил, что сегодня предприниматели действительно стараются сохранять трудовые коллективы: «Восстановить их сложнее, чем, допустим, закупить новое оборудование». Эксперт также подчеркнул, что более серьезная проблема – наоборот, наметившийся дефицит рабочих рук, особенно по рабочим специальностям.
Что касается скрытой безработицы, то, по мнению Миронова, ее рост связан с выполнением бизнесом социального заказа правительства: «Предпринимателей призывают не увольнять людей и не сокращать рабочие места любыми способами, например, переводя сотрудников на неполный рабочий день или отправляя их в бессрочный отпуск с сохранением хотя бы минимальной зарплаты». Однако для экономики это несет определенные сложности, полагает Миронов. «Бизнес вынужден поддерживать минимальный уровень существования для квалифицированных рабочих кадров. Если бы у нас работала эффективная система обмена и мобильного перемещения рабочих рук, уволенные работники без особых проблем могли бы переехать с семьей в другой город, устроиться на другое, более успешное предприятие. Но для реализации подобных программ замещения должна проводиться соответствующая государственная политика», – рассуждает Миронов. Эксперт добавил, что, судя по тому, что официальные лица у нас не слишком много выступают по теме мобильности профессиональных рабочих кадров, то данному вопросу не уделяется должного внимания.
Между тем социальное самочувствие население заметно снижается. Согласно декабрьскому опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый четвертый россиянин оценивает материальное благосостояние своей семьи как плохое. При этом 36% считают, что в следующем году уровень их жизни не поменяется.
Еще более негативные настроения отметили социологи фонда «Общественное мнение». Согласно их декабрьскому опросу, 47% граждан России считают, что 2015 год был хуже, чем предыдущий. Это самый высокий показатель недовольства начиная с 1998 года – тогда 81% россиян сочли 1998 год более плохим, чем 1997-й. Основной вклад в оценку 2015 года внесли экономические факторы: рост цен, ощутимые валютные колебания, признаки затягивания поясов, разговоры о повышении пенсионного возраста, отказ от индексации пенсий, опасения попасть под увольнение.
Многие экспертные центры отметили, что 2015 год ознаменовался сильнейшим за последние 15 лет падением доходов, которое продолжится и в 2016 году – особенно в том случае, если работодатели откажутся от индексации зарплат и все чаще будут урезать оплату труда, переводя сотрудников на неполный рабочий день. И чтобы сохранить хоть какие-то точки опоры в предвыборные годы, власти продолжат требовать, чтобы бизнес сохранял рабочие места. А значит, уровень скрытой безработицы будет расти, несмотря на относительную стабильность официальных показателей занятости населения.