Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину придется найти компромисс между сокращением социальных расходов и увеличением налогов. Фото Sputnik/Reuters
Президент Владимир Путин подготовил вчера министров к новому непростому году. Также он планировал вчера обсудить с предпринимателями социальную ответственность крупного бизнеса. Власти оказались перед непростым выбором: резко сократить социальные расходы либо повысить налоги. Обе меры непопулярны, с участниками рынка нужно искать компромиссы. Со стороны бизнеса и некоторых экономистов все громче звучат призывы накачать экономику деньгами за счет эмиссии. Не исключено, что в следующем году вместо того, чтобы провести более сложные реформы, власти прислушаются именно к лоббистам эмиссии. Правда, для экономики это будет означать большие проблемы.
Президент Владимир Путин запланировал на вчерашний день несколько мероприятий. Сначала он провел с министрами предновогоднее совещание, затем в его повестке дня была встреча с крупным бизнесом. На совещании с министрами обсуждение наиболее болезненных вопросов президент отложил на закрытую часть, поделившись в открытой части лишь общими соображениями и рекомендациями.
В частности, президент назвал спекулятивным рост цен на товары и услуги и призвал использовать все имеющиеся рыночные инструменты для сдерживания роста цен, расширить долю недорогих, но качественных отечественных товаров. В очередной раз он сказал, что власти должны готовиться к затяжному периоду низких цен на нефть, а также к длительному периоду антироссийских санкций. Кроме того, Путин поставил перед правительством задачу продолжить поддержку отраслей, которые попали в зону риска, и отметил, что возникшие сложности должны стать стимулами для развития экономики. «Следует обеспечить четкое и бесперебойное исполнение планов поддержки отраслей, которые оказались в зоне риска: автопром, железнодорожное машиностроение, легкая промышленность, строительная индустрия», – сказал Путин.
В некоторых вопросах президент посоветовал правительственным министрам быть – дословно – «порасторопнее». «Известная ситуация с этими большегрузными машинами. Говорили же мы с вами, что своевременно нужно отменить транспортный налог. Можно было бы помочь людям выйти из тени, в то же время сохранить доходы, чтобы семьи свои содержать, имея в виду возможность перехода, скажем, на патентную систему, о чем я уже говорил. Есть и другие ситуации, в которых нужно действовать более оперативно», – отметил президент.
Дав понять министрам, что их ожидает непростой новый год, президент удалился с экономическим блоком обсудить кризис за закрытыми дверями. Впрочем, в повестке тайных обсуждений вряд ли содержатся особые секреты. Все на поверхности: нефть дешевеет, бюджетная стабильность под угрозой, ведь в проект бюджета-2016 уже сейчас заложены далекие от реальности нефтяные цены. Чтобы исполнить взятые государством обязательства, правительство должно либо сокращать социальные расходы, провоцируя социальные недовольства, либо резко поднимать налоги, а это уже может привести вовсе не к увеличению бюджетных доходов, а к сокращению, торможению деловой активности и даже полному сворачиванию проектов. Любое из этих решений – болезненное, непопулярное, рискованное.
У бизнес-омбудсмена Бориса Титова, возможно, несколько иные, чем у правительства, представления о драйверах роста. Фото Reuters |
Возможно, именно поэтому президент и хотел во второй половине дня обсудить с предпринимателями социальную ответственность крупного бизнеса. В условиях, когда население беднеет и цены растут, у людей должна быть работа, иначе к выборам у власти не останется точек опоры.
Как заявили на вчерашнем круглом столе аналитики из Московского центра Карнеги, при всем понимании сложности текущего момента у российских властей явно отсутствует план действий. Аналитики Карнеги-центра Андрей Мовчан и Александр Габуев напомнили, что ни на последней пресс-конференции президента Владимира Путина, ни в выступлениях премьера Дмитрия Медведева ничего не говорилось о поиске драйверов роста. Или хотя бы, как уточнили эксперты, «драйверов стабильности».
Очевидно, что сегодня самый главный вопрос для правительства – исполнение бюджета с минимальным уровнем дефицита. По словам Габуева, если правительство поставит цель, чтобы бюджет сошелся чисто математически, то курс российской валюты должен быть не 63 руб. за доллар, как прописано в бюджете-2016, а выше 90 руб. за доллар. «Теоретически бюджет можно не исполнять, а срочно переписывать, что уже в принципе происходило в 2015 году. Но это грозит появлением недовольных групп даже среди тех, кто до сих пор поддерживал курс правительства», – предупреждает Габуев.
Эксперты обратили внимание, что, судя по тем настроением, которые бродят среди представителей бизнеса, а также близких к власти экономистов, еще одна ключевая проблема российской экономики – дефицит дешевых денег. Все чаще можно услышать советы провести эмиссию, и это довольно тревожный признак, предупредили эксперты Карнеги-центра. «Эмиссию сегодня активно лоббируют и экспертное сообщество, и банки, и бизнес. Ведь на ней можно хорошо заработать. Сторонники включения печатного станка признают, что из-за эмиссии возрастут инфляционные риски. Поэтому они делают оговорку, что напечатанные деньги надо давать только под специальные проекты под жестким контролем Центробанка. Но в наших реалиях это проблематично. А эмиссия может стать неуправляемой – каждый бизнес будет требовать денег», – обращает внимание Андрей Мовчан.
Эксперты не исключают, что в следующем году российские власти могут повнимательнее присмотреться к еще одной мере, от которой пока что они открещивались. Речь идет об идее частично ограничить вывоз капитала: «Возводить официальные преграды власти вряд ли станут, но некоторые меры все-таки предпримут. К слову, здесь положительную роль уже сыграло ограничение выездного турпотока. Меньше людей едет за границу – больше долларов остается в стране».
Но в целом российское правительство пока не готово к радикальным реформам, говорят аналитики Карнеги-центра. Хотя экспертное сообщество предлагает самые разнообразные пути выхода из кризиса. Напомним, сегодня существует несколько альтернативных программ. Например, «Стратегия роста», среди авторов которой члены Столыпинского клуба, а также советник президента Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Наработки существуют у Гайдаровского клуба и прочих экспертных площадок. «Но создается впечатление, что эти предложения никто особо не изучает и не собирается использовать», – поделился своим ощущением Габуев. Поэтому есть опасность, что власти могут выбрать наиболее лоббируемый, но вовсе не обязательно наиболее правильный вариант действий.