Фото Reuters
ЕС решил продлить экономические санкции против России на шесть месяцев. Решение 28 стран продиктовано недостаточным прогрессом в урегулировании кризиса в Украине.
Соответствующее решение принято в пятницу, 18 декабря, в Брюсселе на уровне постоянных представителей стран при ЕС. В поддержку штрафных мер против России высказались все 28 государств Евросоюза, несмотря на то что у отдельных стран, как, например, у Италии, первоначально были сомнения относительно целесообразности политики санкций в отношении Москвы. Эти колебания связаны, как сообщает агентство, с двойственной позицией ЕС, который выступает за антироссийские санкции и одновременно ищет у России поддержку в урегулировании сирийского конфликта. После состоявшейся публикации решения ЕС в «Официальном журнале»санкции считаются продленными с 22 декабря с.г.Как отмечает немецкое агентство DPA, санкции были продлены, несмотря на миллиардные потери европейских предприятий, имеющих интересы на российском рынке. Как известно, Москва ответила контрсанкциями, посчитав эти действия Запада несправедливыми, и ввела в ответ запрет на ввоз западных сельскохозяйственных продуктов. Только немецкий экспорт потеряет в этом – 2015 году от взаимных торговых ограничений 8,5 млрд евро. В 2014 году эти потери составили 6,5 млрд евро. Другими словами, немецкий экспорт в Россию снизился вдвое по сравнению с докризисным 2013 годом. Нынешний глава влиятельного союза деловых кругов Германии Восточного комитета германской промышленности Экхард Кордес официально заявил о своем разочаровании решением государств – членов ЕС. В распространенном его пресс-службой коммюнике он подчеркнул, что, «после того как российское правительство в последние месяцы посылало сигналы о деэскалации, мы (деловые круги. – «НГ») ожидали от глав правительств входящих в ЕС государств больше мужества для того, чтобы пойти навстречу России». Брюссель увязал решение снять торговые и инвестиционные ограничения для России с выполнением Москвой условий Минских соглашений об урегулировании конфликта на востоке Украины. Тогда встает вопрос: в чем заключается такая избирательность Европы и что России следует ожидать в будущем?
Итак, причина продления санкций – в недостаточном, по мнению ЕС, прогрессе в урегулировании мирного процесса в Украине. Однако, как справедливо отмечает Э. Кордес, ЕС абсолютно игнорирует тот факт, что претворению в жизнь Минских соглашений решающий вклад должна внести и Украина, в частности в форме реформы своей Конституции. Налицо двойные стандарты? В общем и целом – да. Как отмечают эксперты берлинского фонда «Наука и политика», «путем аннексии Крыма в марте 2014 года и активного участия в войне в Донбассе Россия далеко расширила границы своей политики сохранения влияния на постсоветском пространстве». Украинский кризис, считают эксперты фонда, представляет собой практическое воплощение и нынешний пик во все возрастающей геополитической конкуренции между ЕС и Россией за влияние на постсоветском пространстве. Его последствия, ощутимые во всей Европе и в Евразии, привели к поляризации отношений между Россией на одной стороне и Западом, включая ЕС, НАТО и США, на другой стороне. Именно украинский кризис имел своим следствием глубочайший разрыв в отношениях между Россией и Западом со времени окончания холодной войны с труднопредставляемыми последствиями для европейского политического порядка. Конечно, можно спорить о том, является ли нынешний кризис следствием действий Кремля или он был предопределен объективным развитием событий. С точки зрения экспертов фонда, поведение России в нынешнем кризисе представляет собой выражение нового стратегического поворота в российской внешней политике. Поэтому во внутренней политике российское руководство делает ставку на националистическую пропаганду с целью усиления базиса своей власти. Это происходит при одновременном вползании российской экономики в рецессию, которая во внутриполитическом плане может действовать дестабилизирующе.
Можно предположить, что в этом плане нынешний кризис, и прежде всего санкционный режим, может продлиться достаточно долго и его быстрейшее разрешение во многом определяется не только соотношением сил России, ее потенциальных союзников и противостоящего им западного альянса. О такой возможности откровенно говорил на недавнем съезде правящей в Берлине партии ХДС глава ее баварской «сестринской» организации ХСС Хорст Зеехофер.
Однако надо понимать, что во многом это будет связано с внутриполитической устойчивостью России. А она в нынешних условиях зависит от решения экономических проблем. Как отмечает в этой связи глава Германо-российской внешнеторговой палаты (ВТП) Райнер Зеле, экономическая ситуация в России настолько ухудшилась, что санкции уже действуют как катализатор, отягощая ее дополнительно. Но дно, по его мнению, еще не достигнуто. Президент ВТП считает, что начало экономического роста в России произойдет в 2017 году.
Понятно, что Россия нуждается в существенных реформах. Как отмечает агентство DPA, во внутриэкономической политике России намечаются изменения, которые являются в том числе результатом перемен в составе российской элиты. Эти изменения связаны, по мнению немецких экспертов, с переменами во внешнеполитической сфере. Как пишет издание, либералы, до сих господствовавшие в экономической политике страны, вытесняются сторонниками протекционизма и усиления государственного вмешательства в экономическую жизнь. Действительно, понимание необходимости реформирования экономической политики государства постепенно внедряется в сознание руководства страны, и не только его высшего звена. Только этим я могу объяснить, что на предновогодней неформальной встрече руководства комитета по энергетике Госдумы с журналистами руководитель комитета Павел Завальный даже высказал ту мысль, что, по сути дела, санкции и падение цены барреля, может быть, являются благом для России, поскольку побуждают ее изменить свой традиционный подход к формированию экономической политики страны и наконец заставят нас заняться реформами.