В Поднебесной экономический рост будут стимулировать налоговыми послаблениями. Фото Reuters
Даже незначительное замедление экономического роста уже вынуждает китайские власти прибегнуть к радикальным, как могло бы показаться российским чиновникам, мерам: нарастить бюджетный дефицит, смягчить денежно-кредитную и налоговую политику. Такие задачи сформулировало вчера правительство КНР. В России подход противоположный: дефицит бюджета строго ограничен, регулятор не торопится существенно смягчать денежно-кредитную политику, участники рынка готовятся к росту налоговой нагрузки. Экономика РФ при этом падает.
Чтобы поддержать экономический рост, нужно сделать более гибкой денежно-кредитную политику, превентивно, не дожидаясь спада, ослабить налоговую нагрузку и не бояться нарастить бюджетный дефицит. Именно так намерены поступить китайские власти в ближайшее время. Об этом стало известно по итогам вчерашней правительственной конференции Central Economic Work Conference.
Как сообщает Интерфакс, за 2015 год Народный банк Китая (НБК) снижал ключевые ставки шесть раз. Сейчас ставка по кредитам в стране находится на уровне 4,35% годовых, ставка по депозитам около 1,5% годовых.
Одновременно с этим китайские эксперты убеждают инвесторов, что даже замедляющийся рост экономики КНР, учитывая ее размеры, тоже дает бизнесу большие возможности.
«В настоящее время в континентальном Китае ВВП на душу населения составляет 7,6 тыс. долл., увеличившись более чем в пять раз с 2004 года. К 2014 году в Китае насчитывалось около 4 млн домохозяйств-миллионеров. Этот показатель выше только в Соединенных Штатах, где их насчитывается 7 млн. Эти изменения создали огромные возможности для иностранного бизнеса», – сообщила вчера исполнительный директор HSBC в регионе Большой Китай Хелен Вонг.
В качестве примера она приводит укрепление экономических связей Москвы и Пекина. По ее словам, в январе–сентябре этого года Китай оказался главным торговым партнером РФ с долей в общем товарообороте 11,8%, «почти сравнявшись со всем регионом СНГ (доля 12,4% за тот же период)». Вонг поясняет: «Китайский экспорт сконцентрирован на продукции машиностроения, а Россия поставляет энергоресурсы».
По словам эксперта, для вывода экономики на новый уровень правительство КНР принимает меры по развитию информационных технологий, робототехники, аэрокосмического производства, железных дорог и электромобилей. Урбанизация Китая будет продолжаться: цель китайского правительства – довести долю городского населения до 60% к 2020 году. «Это означает постоянный высокий спрос на инвестиции в городскую инфраструктуру», – уточняет Вонг.
Власти КНР планируют повышать качество жизни населения, привлекая бизнес в такие сферы, как здравоохранение и финансовые услуги. Как говорит Вонг, «по данным McKinsey, ожидается, что одни только расходы на здравоохранение вырастут до 1 трлн долл. в 2020 году с 357 млрд долл. в 2011 году».
Бросается в глаза, что в России иной подход к экономическому управлению. Президент Владимир Путин объявил, что в 2016 году нужно удержать дефицит бюджета в пределах 3% ВВП, это «условие макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны».
Центробанк не торопится существенно смягчать денежно-кредитную политику, он пока удерживает ключевую ставку на уровне 11% годовых. Наконец, противоречива в России налоговая и фискальная политика. Власти обещают бизнесу налоговые послабления, но тут же вводят новые платежи и сборы. Примеры – внедрение системы «Платон», повышение налоговой базы за счет увеличения кадастровой оценки недвижимоста. Также предприниматели говорят о растущих штрафах и опасаются, что власти распространят торговые сборы на все регионы.
Опрошенные «НГ» эксперты не увидели ничего удивительного в том, что у Москвы и Пекина столь различные подходы к экономическому управлению. «Необходимо отметить разный уровень состояния экономики и запас прочности России и Китая. Предельный показатель отношения бюджетного дефицита к ВВП Китая сейчас составляет 3%, что сопоставимо с аналогичным прогнозным показателем на 2016 год России», – обращает внимание замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-Капитал» Эмилия Сибирева.
Несопоставим объем международных резервов КНР и РФ. Резервы КНР в этом году составляют около 3,5 трлн долл. В России по состоянию на 1 декабря в международных резервах находится около 365 млрд долл.
«Нельзя напрямую сравнивать состояние китайской и российской экономики, – говорит управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Они принципиально разные и по структуре, и по масштабам инвестиций». «КНР имеет полноценный и современный реальный сектор и не боится инвестировать в производства на всей протяженности цикла – от оборудования до госзаказов. В России последние 30 лет инвестиции в реальный сектор упали в десятки раз», – поясняет Кириков. Нет в Китае и зависимости бюджета от нефтяных цен.
«Гибкая кредитно-денежная политика – удобная и эффективная мера, Китай может себе это позволить, имея колоссальные финансовые сбережения. Россия же сейчас опирается на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а они небезграничны», – добавляет Кириков.
«С точки зрения курса национальной валюты Китай может себе позволить смягчение денежно-кредитной политики, юаню есть куда падать. Дальнейшее же падение рубля может вызвать социальный взрыв, поэтому у России такой возможности нет, – соглашается зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. – Экономика Китая полна производств, которые обеспечивают мир электроникой и другими товарами повседневного спроса, поэтому дефицит бюджета не так страшен. В России почти нет производств, которые были бы востребованы на мировом рынке, поэтому мы боимся дефицита и увеличиваем налоги, чтобы хоть как-то этот дефицит обуздать».
Однако некоторые эксперты все же высказали сомнение в том, что российский подход, учитывающий реалии именно нашей экономики, так уж эффективен. Как говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, хоть повышение ставок, ограничение дефицита бюджета, рост налоговой нагрузки и стабилизируют рубль в краткосрочной перспективе, в стратегическом плане все эти меры будут тормозить развитие отечественной экономики. А значит, добавим, надежду на преодоление кризиса России сможет дать пока только рост нефтяных цен, если он произойдет.