Правительство Дмитрия Медведева ввело продуктовое эмбарго против Украины. Фото РИА Новости
Вчера на заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Москве лидеры стран – участниц Евразийского союза пытались выработать согласованную реакцию на ассоциацию Украины с Евросоюзом. Параллельно в Брюсселе искали пути экономического «примирения» Москвы и Киева. Европа даже при всем желании и текущем политическом тренде не сможет полноценно заменить РФ по объемам экспорта – большинство украинских товаров не отвечают европейским стандартам качества.
Вчера в Москве состоялись саммиты Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Высшего евразийского экономического совета. На заседании ВЕЭС с участием глав государств России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии были подведены итоги первого года работы Евразийского экономического союза и определены ориентиры на будущее.
Представители стран-участниц попытались минимизировать негативные последствия от введения режима зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европой (ЕС) с 1 января 2016 года.
Напомним, что с нового года Москва останавливает действие аналогичного договора о ЗСТ с Украиной. Госдума рассмотрит и, как ожидается, примет в целом президентский законопроект о прекращении режима ЗСТ с Украиной 22 декабря, сообщил депутат Госдумы Леонид Слуцкий.
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Российская Федерация с 1 января 2016 года введет в отношении Украины таможенные пошлины, предусмотренные единым тарифом Евразийского экономического союза, и продуктовое эмбарго для защиты своего рынка. «Соответствующее постановление я только что подписал», – уточнил Медведев.
«В отношении Украины была сделана оговорка, что РФ не введет санкции, если будут достигнуты соглашения по экономической части соглашения ассоциации с ЕС. Поскольку Украина приняла решение об имплементации, никаких особых соглашений... не достигнуто, с 1 января эти меры будут распространены и на Украину», – отметил премьер-министр.
Примечательно, что правительственные решения приняты, не дожидаясь результатов совещания в Брюсселе по ЗСТ Украина–ЕС с участием министров России, Украины и членов Еврокомиссии, которое состоялось вчера. Впрочем, не стали церемониться с принятием решений и в Европе. Вчера Совет ЕС решил продлить санкции в отношении России до 31 июля 2016 года.
Ранее президент РФ Владимир Путин отметил, что прекращение действия договора с Украиной о зоне свободной торговли – не выбор России: «Это не наш выбор, мы боролись за то, чтобы этого не произошло, но нас не хотели услышать». Он также подчеркнул, что никаких санкций против Украины Москва не вводит, Киев с 1 января лишается льгот и преференций. А режим санкций устанавливается как ответ на присоединение Украины к антироссийским санкциям.
Понятно, что эти шаги воспринимаются как инструмент «возмездия» за манкирование Киевом долговыми обязательствами перед РФ. Уточним, что в пятницу, 18 декабря, правительство Украины ввело мораторий на выплату России 3 млрд долл. долга, а также на уплату российским банкам 507 млн долл. двумя украинскими компаниями – конструкторским бюро «Южное» и «Укравтодором». Премьер-министр страны Арсений Яценюк заявил, что деньги не будут возвращены Москве «до момента принятия наших предложений или судебного решения».
Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил двигаться дальше, невзирая на сложности. Фото с сайта www.kremlin.ru |
В процесс урегулирования финансовых взаимоотношений Москвы и Киева, после того как Международный валютный фонд (МВФ) признал, что украинский долг – государственный, подключилась Германия (см. «НГ» от 18.12.15). Европа пытается найти компромисс, так как даже при всем желании и понимании текущей политики тренд ЕС вряд ли готов как выступать гарантом долга Киева, так и полноценно заменить Москву по объемам украинского экспорта.
Как подсчитали вчера украинские СМИ, несмотря на уже существующий режим льготной торговли между ЕС и Украиной, в январе–октябре объем экспорта украинских товаров в страны ЕС уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,4%, составив 10 472 млн долл. Но спад экспорта в РФ за этот же период оказался почти вдвое большим.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, в денежном выражении товарооборот между двумя странами в январе–октябре 2015 года составил 12 499,3 млн долл. против 24 949,9 за аналогичный период 2014 года. Причем экспорт из РФ в Украину составил 7763,6 млн долл., а объем импорта украинских товаров – 4735,7 млн долл. Однако если в структуре внешней торговли РФ Украина занимает лишь 2,8%, то для Киева этот показатель составляет около 11–12%. По словам Яценюка, Украина оценивает свои потери только от продуктового эмбарго России в 600 млн долл.
По мнению начальника управления компании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, последствия приостановления ЗСТ приведут к еще более печальным последствиям для Украины: «За год позиция Украины во внешней торговле России снизилась с 5-й до 11-й. В случае прекращения действия договора о ЗСТ и введения заградительных пошлин товарооборот может сократиться еще на 1–2 млрд долл.».
Руководитель аналитического отдела MFX Capital Роберт Новак полагает, что наиболее пострадавшей будет именно Украина: «Учитывая, что за последний год курс евро девальвировался к доллару на 25%, вряд ли украинская продукция сможет найти свою нишу в Европе. Потеря же российского рынка будет иметь критические последствия для ряда отраслей украинской промышленности, заместить нынешние 14–15 млрд долл. в год экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью в обозримом будущем невозможно».
В том, что российский рынок для Украины является крайне важным, согласен и управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин: «Никаких серьезных последствий для РФ не будет, разве что не так просто заместить военную продукцию, которую они нам поставляли, но и с этим мы справляемся, а дальше будет еще проще».
Вероятно, что Украина попытается найти новые рынки сбыта, но не в ЕС, а в странах СНГ – в частности, в Казахстане, для которого Киев пока занимает 10-е место в списке основных торговых партнеров с долей в 2,4% в 2015 году (Россия занимает 1-е место с долей в 19,3%). Москва сильно заинтересована в Казахстане как в стратегическим и торговом партнере. Особенно с учетом недавнего заявления Турции о готовности закупать украинскую продукцию (доля Турции во внешней торговле Казахстана – 2,58%). Не случайно президент Владимир Путин вчера в рамках заседания ЕЭС встречался с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. «Несмотря на известные сложности в мировой экономике, мы продолжаем работу по сближению наших правил таможенного регулирования, технического и по другим проблемам. Уверен, что если бы у нас не было всего такого, о чем мы договаривались раньше, то удар по нашим экономикам был бы гораздо больше, чем сегодня», – подчеркнул Путин. В свою очередь, Назарбаев ответил, что нужно двигаться дальше, отметив, что ВВП всех стран просел на 30%, товарооборот снизился, однако общение, открытые границы, совместные предприятия играют свою большую роль.