0
9644
Газета Экономика Интернет-версия

16.12.2015 00:01:00

Москва не торопится с реформами, а Пекин делает на них основную ставку

Тэги: китай, экономика, госсектор, налоги, реформы


китай, экономика, госсектор, налоги, реформы Экономика Китая развивается в соответствии с пятилетними планами Компартии. Фото Reuters

В Пекине обеспокоены замедлением экономического роста КНР до 6,5% в год. Китайские власти готовы посвятить следующую пятилетку реформированию госсектора и  снижению налогового бремени для предприятий. Активно работает в Поднебесной Госкомитет по реформам. «Красная черта» для Китая, за которой возникают риски нестабильности, – это рост на уровне около  5% в год. В России, судя по всему, власти пока не готовы к реальным изменениям.

С 2016 года в Китае стартует новая пятилетка, во время которой Пекин готов продолжить реформирование экономики. Первым делом власти КНР займутся стимулированием предпринимательской активности и инноваций. Оживлять производство и бизнес они планируют за счет снижения налогов для предприятий. Также предполагается смягчение денежно-кредитной политики.

Помимо этого в Китае будут расширять спрос на рынке жилой недвижимости, чтобы снизить избыток невостребованного жилья. Это станет возможно благодаря превращению крестьян-мигрантов в городских жителей, пишет «Жэньминь жибао». Все эти решения обсуждались в начале недели на заседании политбюро центрального комитета Компартии Китая (ЦК КПК).

Одним лишь ослаблением фискального бремени преобразования в Китае не ограничатся. В стране действует специальный Госкомитет по делам развития и реформ, который предлагает изменения для многих сегментов экономики. Например, в конце минувшей недели комитет направил на рассмотрение Госсовета проекты реформ нефтегазовой отрасли.

Реформа госсектора – одна из ключевых задач для Пекина. По данным «Синьхуа», в КНР скоро будет дан старт эксперименту по разрыву связи между отраслевыми ассоциациями и ведомствами. Китайские власти хотят передать с 2016 года некоторые стратегически важные отрасли в смешанную собственность с участием частного капитала. Открытость и конкуренция вместо монополизации – таков смысл этих преобразований. Издание People’s Daily уточняет, что для эксперимента выбраны электроэнергетика и нефтегазовая отрасль. Также в списке могут оказаться гражданская авиация, военная промышленность, телекоммуникации.

Перечисленные реформы должны простимулировать замедляющийся экономический рост КНР. Бывший вице-президент Всемирного банка, профессор Пекинского университета Линь Ифу прогнозирует, что в период 2016–2020 годов ВВП КНР будет расти на 6,5% в год. Основными драйверами роста станут внутреннее потребление и технологические инновации. А значит, властям нужно будет обеспечивать рост доходов населения и инвестиций в модернизацию. При этом замедление экономического роста чревато разрастанием в стране безработицы и бедности, чего китайские власти категорически не хотят допускать.

Главная социальная цель Пекина – искоренение бедности. Именно для того чтобы избежать социальной напряженности, государство намерено поддерживать предприятия, снижать на них давление, инвестировать в инфраструктуру, вкладываться в развитие человеческого капитала и поддерживать экономический рост. По экспертным оценкам, сейчас за чертой бедности в КНР находится около 70 млн человек, большинство из них проживают в сельской местности.

Если брать за основу данные официальной статистики, то, как говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, для Китая «красная черта», после которой резко возрастает вероятность социальных недовольств, – это экономический рост не более чем на 5% в год. По экспертным оценкам, основанным на данных по потреблению электроэнергии, грузоперевозкам и т.д., уже сейчас экономический рост в Китае не превышает 6% в год. Также многие эксперты, как говорит Масленников, сомневаются в официальных показателях безработицы Китая: возможно, эти показатели занижены в разы.

Масленников продолжает: еще одна серьезная проблема для Китая – хрупкость финансовой системы. Многие предприятия закредитованы, провинции погрязли в долгах. Все это может вылиться в очередной кризис китайского фондового рынка. Есть риск возникновения эффекта домино – череды дефолтов, после которых безработица и бедность неизбежно вырастут. «Китай немало делает для решения этих проблем. Но пока он только в самом начале пути», – говорит эксперт.

При этом ситуация такова, что с переориентацией на внутренний спрос экономический рост КНР в любом случае будет замедляться. Поэтому, как поясняет Масленников, для более полной картины состояние экономики стоит оценивать уже не только по динамике роста ВВП, но и по тому, как растут доходы граждан и внутреннее потребление, с какой скоростью создаются новые институты социальной поддержки населения, какова динамика сектора услуг и т.п.

На фоне Китая становится заметно, как отличается подход российских властей. Российские чиновники в отличие от китайских как будто не видят связи между ухудшением экономической ситуации в стране и риском социальных недовольств. Представители власти не признают сильного падения доходов граждан, надеясь тем самым полностью вывести эту проблему из повестки дня. Так, неожиданностью для многих россиян стало недавнее заявление пресс-секретаря Дмитрия Пескова, что формулировка о резком снижении доходов населения некорректна (см. «НГ» от 09.12.15).

Одновременно с этим тормозятся в стране реформы. По словам экс-министра экономического развития, главы Сбербанка Германа Грефа, существующая система госуправления в России не готова к реформам, она не сможет их переварить (см. «НГ» от 10.12.15). Ранее Греф предлагал вернуться к проектно-целевой модели госуправления и создать при правительстве орган для управления реформами, который будет подчиняться напрямую премьеру. Эти идеи в правительстве, похоже, пока не поддержали.

Так, на прошлой неделе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев признал, что без серьезных структурных и институциональных преобразований российская экономика не сможет расти более чем на 1,5–2% в год. Однако он заявил, что стране вовсе не нужна дополнительная конструкция в виде центра по управлению реформами. С реформами, по его словам, вполне могут справиться уже существующие министерства – в частности, Минэкономразвития. Если же этого не происходит, то, как смело заметил Улюкаев, надо менять министра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1115
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
810
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1094

Другие новости