АвтоВАЗу непросто найти альтернативу поставкам комплектующих из Турции. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Федеральная таможенная служба России (ФТС) в ответ на обращение властей Санкт-Петербурга сообщила, что приняла дополнительные меры по обеспечению ввоза комплектующих из Турции. Ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга сообщил, что если антитурецкие санкции воспрепятствуют бесперебойным поставкам запчастей, то предприятия по сборке автомобилей, расположенные с Северной столице, могут остановиться. В зону риска попадают также КамАЗ и АвтоВАЗ. Из-за проблем в поставками турецких комплектующих в понедельник, 14 декабря, приостановил работу завод Bosch-Siemens, выпускающий холодильники и стиральные машины.
Петербургский промышленный кластер по производству легковых автомобилей – один из крупнейших в стране – стал испытывать дефицит комплектующих для сборки. Об этом сообщил в пятницу, 11 декабря, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. В его письме на имя замглавы ФТС говорится, что после указа президента России о введении санкций против Турции автопредприятия и поставщики региона столкнулись со значительным сроком оформления грузов на Балтийской, Санкт-Петербургской, Пулковской и других территориальных таможнях. Если негативные обстоятельства продлятся и комплектующие, а также сырье будут поставляться нерегулярно, предприятия будут вынуждены остановить действующие производства, предупреждает Мовчан.
Уточним, что турецкие компоненты поставляются на завод в питерских Шушарах, где с декабря 2007 года собирают популярную у россиян модель Toyota Camry. С 2016 года на конвейер должен встать также Rav 4. Производственная мощность в этом году была увеличена с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей ежегодно, суммарные инвестиции в завод за все время составили 16 млрд руб.
Кроме того, в Петербурге размещены заводы компаний Nissan, Hyundai, Scania, MAN и ряд производителей автокомпонентов. Совокупная мощность действующих автосборочных производств, расположенных в городе, составляет почти 400 тыс. автомобилей в год, доля Петербурга в автопроизводстве страны составляет от 22 до 24%.
На заводе Hyundai уже заявили об отсутствии поставок из Турции. «У нас нет поставок из Турции», – сообщила изданию ТАСС начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор» Мария Мальцева.
Также ряд ключевых компонентов поставляется для КамАЗа и АвтоВАЗа, сообщает аналитическое агентство «Автостат».
По словам ведущего эксперта компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, объем поставок турецких автокомпонентов в РФ – около 150 млн долл. «Поставки осуществляются как для легковых, так и для грузовых автомобилей, ряд ключевых компонентов из Турции поставляется для АвтоВАЗа, КамАЗа, иностранных производств в России», – сказал Баранов.
Отрадно, что это понимают в ФТС. Днем 11 декабря в службе сообщили, что «подтверждают сведения о 100-процентном беспрепятственном выпуске автокомпонентов, поступающих из Турции в адрес российских автопроизводителей». Впрочем, вечером того же дня предкомитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Максим Мейксин сказал, что подтверждений, что запчасти все-таки миновали таможню, пока нет.
Начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин полагает, что сотрудники территориальных таможен просто перестраховались: «Официального запрета на ввоз турецких запчастей нет, и надеюсь, что он вряд ли появится. Учитывая, что автомобильное оборудование и комплектующие – самая большая статья российского экспорта, очевидно, что экономике подобные запреты нанесут большой урон».
Если российско-турецкий кризис затянется, то россияне могут лишиться не только запчастей, но и некоторых моделей машин, которые импортируются из Турции. В «Автостате» подсчитали, что за 10 месяцев этого года россияне купили 4889 легковых машин турецкого производства. Главным образом это седаны Toyota Corolla – в этом году продано 4639 автомобилей. Сегодня Corolla собирается на 11 заводах – правда, все они находятся за пределами Европы, ближайшие к РФ – в Пакистане. Впрочем, в «Автостате» уверены, что для японского производителя изменить схему поставок вряд ли станет большой проблемой.
Другая сторона проблемы – это падение российского авторынка. По итогам 11 месяцев 2015 года продажи снизились на 34,5% – до 1 454 253 автомобилей. В ноябре продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 42,7% и составили всего 131 572 штуки.
Toyota Camry в списке самых продаваемых машин занимает 12-е место – за январь–ноябрь 2015 года реализовано более 27 тыс. штук. Падение продаж этой модели составило 8,8%. Автомобили производства Toyota занимают 4-е место в топ-10 автопроизводителей со снижением показателей по сравнению с январем–ноябрем 2014 года на 35,2%.
Именно группа «АвтоВАЗ» выбилась сейчас в лидеры – как в топе производителей, так и по объемам продаж. По данным «Автостата», самая продаваемая сегодня в РФ модель – Lada Granta (108,7 тыс. штук за январь–ноябрь 2015 года, минус 22,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Однако в производстве Granta также используются турецкие комплектующие.
По словам Баранова, КамАЗу и АвтоВАЗу будет сложнее заместить потери, чем иностранцам, у которых выбор возможных поставщиков шире. «И хотя в России есть собственные производители запчастей и комплектующих, быстро заменить используемые автокомпоненты вряд ли получится. Это грозит остановкой производства, а значит, и ростом цен», – добавил Баранов.
Благодаря усилиям таможни под угрозой остановки оказалось еще одно производство – питерский завод Bosch-Siemens, выпускающий стиральные машины и холодильники. Предприятие использует большое количество турецких комплектующих, которые, по словам представителей завода, с конца ноября застряли на таможне. По словам Мейксина, производство стиральных машин было остановлено руководством завода 9 декабря. Что касается сборки холодильников, то в пятницу сотрудники предприятия доработали последнюю смену. Таким образом, с понедельника, 14 декабря, производство может быть полностью остановлено, передает ТАСС.