Газовики утверждают, что они торгуют газом внутри России себе в убыток. Фото с сайта www.gazprom.ru
Монополизм «Газпрома» на внутреннем и внешнем рынке приводит к плачевным результатам. Поставки российского газа на экспорт почти не увеличиваются, а доходы заметно снижаются. Кроме того, продажу газа внутри страны «Газпром» собирается объявить убыточной. Об этом вчера сообщили представители монополии.
Вчера в Москве завершил работу международный форум «Газ России-2015». Участники форума излучали оптимизм – по их прогнозам спрос на газ будет расти, и причем довольно приличными темпами около 8–9% в год. Конечно, надо различать потребность в газе в различных частях земного шара. Но главное, по оценке газовых экспертов, происходит глобализация газового рынка. А это означает, что каждый должен будет торговать, а следовательно, конкурировать с каждым.
И здесь необходимо выделить несколько аспектов, важных для российских газовиков. Прежде всего – какое место в перспективе будет занимать российский газ в мировой торговле этим сырьем. По мнению Владимира Дребенцова, вице-президента компании BP Russia, в перспективе (вплоть до 2035 года) мировое потребление газа может возрасти до 5 трлн куб. м с нынешних 3,3 трлн куб. м. Но доля России, очевидно, снизится. Если сейчас у России 19% мирового рынка, то к 2035 году эта доля может снизиться до 15%. Конечно, причина этого в глобализации мирового рынка и выходе на арену сжиженного природного газа (СПГ), который во все возрастающих масштабах будет конкурировать с трубопроводным. Ведь не секрет, что именно трубопроводный газ сегодня является основой российского газового хозяйства.
С точки зрения Дребенцова, Россия проспала переход мировой экономики на потребление сжиженного газа и после 2035 года потребление СПГ в мире будет обгонять трубопроводный газ. Впрочем, с определенными возражениями ему выступил Валерий Голубев, заместитель председателя правления «Газпрома». По его словам, особенность российского производства природного газа состоит в том, что практически 80% его запасов находятся в одной точке в Западной Сибири. А это обстоятельство и влияет на выбор путей транспортировки газа к потребителям.
С точки зрения выступавших, в перспективе глобализация мирового газового хозяйства означает для России открытие новых рынков. И эту перспективу российские эксперты усматривают прежде всего в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), к которому в будущем будут присоединяться все новые и новые страны. С точки зрения Голубева, вряд ли стоит ожидать стагнации или даже замены российского газа на традиционных направлениях его экспорта. Несмотря на попытки диверсификации поставок голубого топлива, которые предпринимает Брюссель, российский газ, по его мнению, останется важной составляющей энергоснабжения Европы. В этой связи возникают вопросы, связанные с путями поставки газа на Европейский континент.
Голубев полагает, что «Турецкий поток» рано списывать со счетов. Приостановка его строительства явилась политическим решением. А хозяйственная целесообразность его строительства никогда не подвергалась сомнению. Созданная в преддверии сооружения «Южного» и «Турецкого потока» инфраструктура позволяет создавать дублирующие мощности для газоснабжения юга России и полностью его газифицировать, включая поставки газа в Крым, которые начнутся с 2017 года.
То же относится к «Северному потоку-2». Особенность формулы его строительства состоит в участии в консорциуме, который сооружает этот газопровод, известных европейских фирм. А это означает, что именно эти фирмы и будут заказывать трубы для этого газопровода в соответствии с их долей в консорциуме. Следовательно, заказы будут выполнять европейские заводы, что важно для поддержания конъюнктуры в Европе. Голубев считает, что экономическая целесообразность перевесит возражения ряда восточноевропейских стран. Тем более, по его словам, что Украину как транзитера никто не сбрасывал со счетов. Иначе, подчеркнул он, каким же еще путем обеспечивать газом саму Украину, Молдову и некоторые восточноевропейские и балканские государства? Проблема на сегодня состоит в изношенной украинской газовой инфраструктуре.
Вопрос ценообразования начинает играть все более важную роль на газовом рынке, особенно в условиях его глобализации. И в этом отношении важно подчеркнуть два аспекта. Один из них связан с невозможностью сохранения разных уровней цен для внутреннего и мирового рынка, а второй – с активным переходом к биржевой торговле газом. В связи с этим глава думского комитета по энергетике Павел Завальный не исключал создания множества биржевых площадок торговли газом в ЕАЭС. Хотя, как утверждал он, Белоруссия склоняется к функционированию только одного такого центра в евразийском пространстве.
На панельной дискуссии и круглых столах обсуждались и другие важные для газовой отрасли темы, такие как проблема разделения газового монополиста и выделение его транспортной составляющей.
Представители «Газпрома» заявили, что чистый убыток головной компании от поставок на внутренний рынок в 2016 году может составить 33,5 млрд руб., а рентабельность – минус 3,5%. Эти данные есть в презентации начальника департамента «Газпрома» Виталия Хатькова. В 2015 году рентабельность поставок газа концерна на российский рынок может сложиться на уровне 0,9%. Доходность поставок газа на российский рынок может уйти в минус впервые с 2008 года. Хатьков считает, что из-за замедления темпов повышения газовых тарифов «фактически речь идет о новой газовой паузе», что окажет негативное влияние на состояние всей экономики.
Однако убытки могут возникать и из-за неэффективных издержек. Ведь для их снижения у монополии просто нет стимулов. Создать их подобие пытается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В частности, предлагается передать магистральные газопроводы от «Газпрома» его дочерним газотранспортным компаниям, чтобы тариф на транспортировку отражал реальную работу газотранспортной организации, а не арендные отношения с головной компанией, заявил замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин.
Напомним, доходы РФ от экспорта газа в январе–октябре 2015 года оказались на 25,65% меньше показателя за аналогичный период 2014 года.
За девять месяцев 2015 года объемы экспорта газа снизились, по данным таможни, на 2,8%. А за 10 месяцев этот показатель увеличился на 2,73%. Однако стабильного роста потребления на основных рынках пока не видно. Европа с подозрением относится к увеличению российских поставок. Украина пытается минимизировать закупки. А перспектива поставок в Турцию может оказаться под вопросом.