Регулярные рейсы между РФ и Турцией пока продолжаются. Фото Reuters
Прироста пассажирских авиаперевозок в РФ в этом году не будет в отличие от прошлого года, когда они увеличились более чем на 10%. Из-за падения доходов населения и запрета полетов в Египет и Турцию чартерные перевозки сократятся почти на 40%. Сократится продолжительность полетов и в расчете на каждого пассажира. Такие предварительные итоги года подвел вчера замглавы Минтранса Валерий Окулов.
По итогам 2014 года авиаперевозки в РФ выросли на 10,2% – до 93,18 млн человек. Вчера замминистра транспорта Валерий Окулов сказал журналистам, что к концу 2015 года, если считать по пассажирам, объемы перевозок сохранятся на уровне прошлого года. Рынок авиаперевозок РФ в последние несколько лет рос темпами, превышающими общемировые показатели, но экономический кризис, терроризм и конфликт с Турцией обнулили этот рост. «Я думаю, что мы будем на уровне 2014 года по пассажирам и где-то минус процентов семь по пассажирокилометрам», – цитирует Окулова агентство Reuters. Уточним, что пассажирокилометры – показатель соотношения количества пассажиров к дальности перелетов.
«Падение доходов очевидно, и на короткие перелеты еще деньги у людей есть, а на дальние – нет», – пояснил Окулов.
Официальную статистику Минтранса подтверждают и онлайн-поисковики и агрегаторы. Гендиректор Biletix Александр Сизинцев сообщил, что их компания сохраняет уровень продаж прошлого года: «Падение на международных направлениях компенсируется ростом продаж по внутренним направлениям. Кроме того, закрытие таких традиционных пакетных направлений, как Турция и Египет, ведет к перетоку туристов от туроператоров в самостоятельный туризм».
В свою очередь, Валерий Окулов сообщил, что рынок чартерных перевозок, отражающий в первую очередь состояние выездного туризма, с учетом запрета полетов в Египет и прекращения чартерных перелетов в Турцию сократится примерно на 40%.
Турпоток из России в Турцию в 2014 году составил, по данным Ростуризма, 3,2 млн человек, а в первом полугодии 2015 года – чуть более 1,5 млрд человек. По данным Российского союза туроператоров, на Новый год в Турцию продано около 5 тыс. путевок. Только московские аэропорты в 2015 году в среднем обслуживали более 170 оборотных рейсов в Турцию в неделю, включая прямые и чартерные рейсы. Но с 1 декабря чартерное сообщение между Россией и Турецкой Республикой закрыто.
По подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), ущерб от запрета чартерного сообщения с Турцией составит миллионы долларов и, возможно, даже превысит потери в аналогичной ситуации с Египтом. Как уточнила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, пока сложно подсчитать убытки, при этом она напомнила, что запрет полетов в Египет стоил российским туркомпаниям 1,5 млрд руб. и может принести еще столько же убытков при условии, что продлится еще два-три месяца. Отметим, что Египет охватывал примерно треть выездного туррынка РФ, а в зимний период продажи достигали 70% от всего рынка.
Некоторые шансы на восстановление авиаперевозок может дать начало переговоров российских и египетских чиновников о снятии запретов на полеты в Страну пирамид. Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил в телеэфире, что совместная работа Москвы и Каира по возможному возобновлению полетов должна начаться до Нового года. Как отметил министр, причины приостановки перевозок в арабскую республику совершенно иные, нежели на турецком направлении. В случае с Египтом наша страна нацелена на возобновление авиасообщения.
Комментируя работу российской группы по аудиту безопасности египетских аэропортов, Соколов отметил: «Мы провели аудит аэропортов – проводили, кстати, не только наши российские специалисты, но и иностранные коллеги. Выводы сейчас формируются, хотя понятно, что раз произошли такие трагические события, соответствие в полном объеме международным нормам и требованиям безопасности не производилось». Он сообщил, что отмена запрета полетов в арабскую республику будет возможна только тогда, когда специалисты убедятся в обеспечении всех норм безопасности в египетских аэропортах.
Напомним, что 1 декабря египетский посол в Москве Мохаммед Эль-Бадри сообщил о начале переговоров. Тогда же стало известно о том, что Великобритания уже согласовала с арабской республикой план действий для скорейшего возобновления полетов в Шарм-эш-Шейх.
«Если Египет будет открыт, то это разрядит обстановку в туротрасли, особенно у тех туроператоров, которые имеют собственных авиаперевозчиков», – говорит авиаэксперт Александр Морозов. Сегодня пакетные продажи перераспределяются на Таиланд, Гоа, Вьетнам. Но эти направления дороже Египта. Так, цена бюджетных туров в декабре–январе на Гоа – 30–40 тыс. руб. на человека. Такая же поездка в Таиланд обойдется в 60–90 тыс. руб. Туры во Вьетнам для жителей центральной части России будут стоить около 130–150 тыс. руб.
По мнению эксперта-аналитика MFX Broker Александра Гриченкова, компенсировать убытки от прекращения чартерных полетов авиакомпании могут главным образом за счет интенсификации внутренних рейсов: «В России до кризиса сложилась уникальная ситуация – в денежном выражении выездные полеты давали авиакомпаниям больше доходов, чем внутренние рейсы. Сейчас эта диспропорция исправляется – при обвале выездного турпотока на 50% внутренние авиарейсы выросли более чем на 30%».
Напомним, что 1 декабря во время приема граждан в общественной приемной председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев сказал, что, вполне вероятно, что на внутренние авиаперевозки в Крым сохранится нулевая ставка по НДС. «НДС мы сознательно сделали нулевым, потому что это был единственный реальный механизм, чтобы простимулировать. Понятно, это всегда выпадение доходов, но, с другой стороны, это все-таки стимул для развития туризма», – говорится в стенограмме, записанной в ходе приема граждан.