Аксаков верит в госзаказы для предприятий малого бизнеса. Фото с сайта www.asros.ru
Российское правительство ожидает, что в 2016 году экономика вырастет на 0,7%. Однако эксперты и чиновники Центробанка считают, что для таких надежд сегодня нет оснований. Ведь инвестиционная активность и потребительский спрос продолжают падать. Вопросам выживания бизнеса в следующем году было посвящено вчерашнее открытое заседание отраслевого отделения «Деловой России». Один из советов экспертов, как выжить в кризис, – перевести сотрудников на неполный рабочий день.
Вице-президент «Деловой России» Лариса Покачалова, открывая заседание, сказала, что для бизнеса полезна подобная площадка, где с помощью экспертного сообщества, совместно и в неофициальной обстановке можно обсуждать особенности текущего момента и анализировать варианты поддержки бизнеса.
И на прошедшем в среду круглом столе выступающие эксперты и банкиры сошлись во мнении, что ожидать подъема экономики в следующем году по меньшей мере наивно. А значит, и бизнес – особенно наиболее уязвимый малый и средний – должен готовиться к худшему.
Российские власти, однако, прописали на следующий год рост ВВП на уровне 0,7%. Такой рост прописан в проекте бюджета на 2016 год, который около двух недель назад Госдума приняла в первом чтении. Правда, на вчерашнем круглом столе эксперты обсуждали несколько иные параметры федерального бюджета. В частности, в аналитической справке, подготовленной компанией «Градиент Альфа» специально к заседанию, говорится, что, по прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП в 2016 году составит 1,2%.
Как бы то ни было, по словам одного из участников круглого стола главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, никаких предпосылок для роста ВВП нет. «Два основных фактора, поддерживающих экономику, – инвестиции и потребительский рост – сжимаются. Откуда в таком случае взяться росту? По моим оценкам, ВВП продолжит падение – на 1,5–1,7%. В лучшем случае экономика покажет нулевой рост», – сказал Аксаков. Он добавил, что, пожалуй, самый близкий к истине параметр федерального бюджета на 2016 год – инфляционные ожидания: «Он рассчитывается с текущей высокой базы. Вряд ли произойдет катастрофический рост цен. Кроме того, на инфляцию влияет сокращение спроса». Уточним, в бюджете-2016 прописывается, что в 2016 году инфляция будет на уровне 6,4%.
Аксаков упомянул также негативную динамику по кредитованию реального сектора, особенно в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ): «Если в июне мы преодолели отрицательные значения и даже показали прирост – на 7,5%, то уже в сентябре-октябре снова ушли в красную зону – до минус 0,4%. Это произошло по нескольким причинам. Первая – уменьшается спрос на кредиты. Вторая – банки жестче относятся к потенциальным заемщикам».
По его словам, «настораживает позиция Центробанка»: «Он продолжает раздавать преференции первой десятке банков, которые и без того получили неплохую докапитализацию из госказны. А как показывает практика, МСБ кредитуется в основном в региональных банках. Сегодня эти финансовые институты даже не просят дополнительных денежных вливаний. Им нужно, чтобы поменялись стандарты кредитования и секьютеризации. На мой взгляд, ЦБ РФ сегодня не хватает оперативности и гибкости в принятии таких решений».
Аксаков добавил, что все-таки некоторый позитив в плане поддержки МСБ намечается: «В декабре Госдума РФ должна принять закон об иммунитете на проверки для предприятий, имеющих высокие показатели прибыли и оборота. Кроме того, мы планируем законодательно облегчить доступ «малышам» к госзаказу и госзакупкам».
В свою очередь, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев отметил, что ЦБ продолжит поддерживать курс рубля, делаться это будет в том числе для сбалансированного экономического роста. Дмитриев выразил мнение, что чрезмерной волатильности нацвалюты в будущем году не будет, и пообещал, что как только в ЦБ заметят замедление инфляции, то начнут снижать ключевую ставку: «Мы полагаем, что это сможет оживить рост экономики и потребительского спроса. В любом случае он должен когда-то начаться из-за отложенного сегодняшнего спроса».
Однако рассуждения про отложенной спрос – это тоже довольно оптимистичное предположение. Ведь доходы населения продолжают падать. По данным Bank of America Merrill Linch, в первом полугодии 2015 года зарплаты в РФ упали на 33% по отношению к тому же периоду 2014-го. Речь идет о зарплатах в долларовом выражении. Так, специалисты Bank of America Merrill Linch ранее сообщали, что в первом полугодии 2015-го зарплата в России составляла в среднем 565 долл. в месяц против 840 долл., которые были в первом полугодии 2014-го. Заметим, официальная статистика такого снижения реальных зарплат не фиксирует. Согласно Росстату, в первом полугодии 2015-го реальные зарплаты в РФ снизились на 8,5% к первому полугодию 2014-го. Но и это – тоже серьезные падение. Наконец, не вселяет оптимизма статистика бедности: уровень бедности в РФ уже подскочил до 14% (см. «НГ» от 17.11.15).
Директор программы «Экономическая политика» Центра Карнеги Андрей Мовчан сообщил, что оживление в экономике РФ начнется при цене нефти выше 100 долл. за баррель. Так что снова главная надежда для экономики РФ – рост нефтяных цен. «Так сложилось, что у нас все параметры коррелируются со стоимостью нефти. Кроме углеводородов еще один драйвер – спрос», – сказал Мовчан. Также экономист покритиковал коллег, выступающих за эмиссию денежной массы. По его словам, денежная масса растет, деньги есть, просто они, судя по статистике оттока капитала, выводятся из страны.
По словам эксперта, сегодня у правительства нет иного выхода для увеличения доходной части бюджета, кроме как манипуляции с налогами, но это «убивает бизнес». «Мы и так обложены налогами на 20% выше, чем в Европе, – говорит Мовчан. – У нас вообще, по сути, двойное налогообложение. Пример. Здравоохранение существует на бюджетные средства, а население вынуждено доплачивать за услуги врачей из своих карманов». Правда, есть и совсем жесткий вариант простимулировать рост ВВП – война на Ближнем Востоке, из-за которой могут вырасти как спрос на топливо, так и нефтяные цены.
Впрочем, подобные сценарии вряд ли стоит обсуждать серьезно. А реальность такова, что бизнесу в следующем году придется адаптироваться к не самым благоприятным условиям. Островки относительной стабильности, по мнению аналитиков из «Градиент Альфы», – это оборонка, госзаказ и господдержка, а также пищевая промышленность эконом-сегмента, выигрывающая от импортозамещения. Что делать всем остальным?
По рекомендации «Градиент Альфы», которые были представлены на круглом столе, есть несколько способов повысить эффективность бизнеса. Например, больше внимания уделять анализу затрат. В частности, аналитики советуют переводить сотрудников на неполный рабочий день. Это позволит сократить фонд оплаты труда и налоговую нагрузку. Еще один способ сэкономить – переводить часть служб на аутсорсинг. Наконец, можно дробить бизнес, даже крупный, на множество малых и пользоваться преференциями, которые предоставляет государство для МСБ. Некоторые из этих рекомендаций, заметим, возможно, полезны для бизнеса, но вряд ли понравятся сотрудникам тех предприятий, которые действительно начнут переводить сотрудников на неполный рабочий день.