12 стран уже присоединились к Транстихоокеанскому партнерству. Инфографика Павла Романенко
Накануне начавшегося сегодня саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) президент Владимир Путин покритиковал контролируемое США Транстихоокеанское партнерство (ТТП) за «конфиденциальный» характер переговоров. Претензии к закрытости выглядят сегодня довольно странно, ведь полный текст соглашения давно опубликован. И официальные лица РФ уже заявили, что изучают этот документ. Негативные высказывания о ТТП скорее можно объяснить тем, что РФ пока не вписывается в стандарты нового союза. В многостраничном документе, в частности, есть положение о недопущении дискриминации стран-участниц при госзакупках. В то время как в РФ зачастую реализуется прямо противоположный подход.
Создание сегодня новых зон свободной торговли способствует формированию благоприятных условий для либерализации торговых потоков и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), отмечает в своей статье Владимир Путин. «Вместе с тем конфиденциальный характер переговоров о создании ТТП вряд ли помогает устойчивому развитию в АТР», – подчеркивает российский президент.
«Мы убеждены, что стратегический путь лежит не только в увеличении числа зон свободной торговли, но и в совместной выработке и внедрении лучших практик либерализации во всех членах АТЭС с учетом позиций и интересов друг друга. В этой связи следует продолжить курс на повышение роли АТЭС в качестве координатора различных интеграционных инициатив, направленных на формирование в регионе общего, открытого и недискриминационного рынка», – пишет Владимир Путин.
О заключении соглашения о ТТП 5 октября объявил президент США Барак Обама. В рамках партнерства будет создана зона свободной торговли в АТР, которая охватит 12 стран. В объединение войдут США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Япония, Австралия и Новая Зеландия.
В начале ноября офис торгового представителя США опубликовал полный текст соглашения. И сегодня неактуальны воспоминания об особенностях первоначального этапа переговоров.
Сразу после заявления Обамы о ТТП в Кремле обещали сформировать свою позицию по партнерству, но лишь после тщательного анализа. «Это новая информация, новые договоренности. Они будут тщательным образом анализироваться на предмет соответствия интересам РФ перед тем, как будет сформирована какая-то позиция», – цитирует РИА Новости слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. Но сегодня эта позиция, похоже, так и не сформулирована.
Соглашение о ТТП включает три десятка глав. При этом одно из значимых положений соглашения – ликвидация пошлин на 18 тыс. товарных позиций. Убирать их планируют постепенно – переходный период составит более 10 лет, а в отдельных случаях – и более 20 лет.
Текст соглашения прописывает также нормы о взаимном открытии доступа к госзакупкам, о защите конкуренции и регулировании деятельности госкомпаний. Цель этих положений – выравнивание условий работы частного бизнеса и компаний с госучастием в странах ТТП.
Еще одним важным положением нового соглашения станет норма о разрешении споров между иностранными инвесторами и правительствами. Так, зарубежным инвесторам разрешается подавать иски на решения правительств в арбитражные комиссии соглашения.
Вероятно, некоторые из этих пунктов, как, например, открытый доступ к госзакупкам, делает перспективу присоединения к ТТП Китая или России весьма сомнительной.
В начале ноября Штаты публично пригласили РФ вступить в новый торговый союз. «Мы приглашаем людей присоединяться к различным инициативам, таким как, например, ТТП», – говорил в интервью телерадиокомпании «Мир» госсекретарь США Джон Керри. «Мы приглашаем Китай, Россию, другие государства, которые хотели бы присоединиться, если они согласны повышать стандарты и жить в соответствии с ними», – подчеркивал он.
Между тем в Минэкономразвития (МЭР) вчера сообщили, что официальных приглашений присоединиться к ТТП российское правительство не получало. Тем не менее в МЭР не исключают возможности присоединения к новому союзу. «Теоретически это возможно, но на практике это очень сложный процесс. Чтобы принимать решения о целесообразности присоединения, необходимо просчитать все последствия и возможности, а текст соглашения был опубликован пару недель назад», – замечают в МЭР.
В ведомстве Алексея Улюкаева напоминают, что помимо ТТП есть и другие торговые форматы. «В рамках АТЭС прорабатывается китайское предложение о создании зоны свободной торговли в АТР, которое не имело бы страновых ограничений», – поясняют в пресс-службе. Очевидно, здесь в МЭР рассчитывают на более позитивное продвижение.
Россия вряд ли в ближайшей перспективе присоединится к ТТП, уверены эксперты «НГ». «Формирование крупных экономических блоков, покрывающих вопросы, выходящие за повестку Всемирной торговой организации, могут в перспективе привести к созданию и закреплению новых правил ведения торговли», – предупреждает руководитель направления Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Флегонтова. К тому же соглашение по ТТП предполагает ряд обязательств, на которые Россия пойти пока не готова, продолжает эксперт. «Вопросов регулирования рынка госзакупок, электронной торговли, телекоммуникаций», – перечисляет она.
«Полное открытие рынков перед странами ТТП несет определенные риски», – полагает аналитик компании Forex club Валерий Полховский. По его словам, конкурентоспособность предприятий этих стран гораздо выше и сальдо торгового баланса вряд ли сформируется в пользу РФ.
Сегодняшние претензии руководства страны к закрытости переговоров в целом необоснованны, замечает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. «Полный текст соглашения был опубликован только на прошлой неделе. Но после подписания соглашения в октябре было опубликовано резюме. То есть говорить о том, что процесс был полностью закрытым, не вполне некорректно», – считает он. К тому же, уточняет профессор, любые торговые переговоры до определенной степени носят конфиденциальный характер. Это нормальная практика, и ничего удивительного в этом нет, подчеркивает он.