Наталья Яресько хочет диалога. Фото Reuters
Украина объявила вчера о завершении реструктуризации внешних долгов за исключением российского займа в 3 млрд долл. Москва до сих пор отказывалась от официальных долговых переговоров с Киевом, угрожая тем самым остановить помощь Украине от Международного валютного фонда (МВФ).
По действующим правилам МВФ не может кредитовать страну-должника, которая не платит долги другим государствам. Но США готовят исключение из этого правила для тех случаев, когда кредитор отказывается от предложенных ему переговоров. Не случайно Минфин США рекомендовал России отказаться от своей несговорчивой позиции.
Украина в четверг, 12 ноября, завершила реструктуризацию части внешнего долга страны, закончив выпуск новых облигаций для коммерческих кредиторов. Реструктуризация не коснется только одного долга из всех, которые Киев включил в список ссуд, подлежащих пересмотру, это внешний заем перед РФ на 3 млрд долл., погашения которого Россия ожидает 20 декабря 2015 года. В Киеве неоднократно заявляли, что считают этот кредит коммерческим, а не государственным, требуя более мягких условий его обслуживания: списание 20% долга, пролонгация платежей по телу кредита и установление ставки купона на уровне 7,75% годовых. В свою очередь, российская сторона отказывается принимать эти условия, поскольку задолженность Киева по евробондам является однозначно государственной. Сделка представляла собой закрытую куплю-продажу 100% украинских долговых бумаг на Ирландской бирже по номиналу и с пониженным более чем в два раза процентом. К слову, частный долг Украины перед российскими банками составляет около 25 млрд долл., при этом большая часть задолженности приходится на обязательства перед госбанками.
Вчера в интервью Би-би-си глава Минфина США Джейкоб Лью обратился к РФ с очередной просьбой пересмотреть позицию по реструктуризации долга Украины. Как заявил глава Минфина США, пересмотр позиции РФ важен для восстановления платежеспособности Украины, а у кредитора появляется возможность вернуть долги.
Министр финансов Украины Наталия Яресько также заявила, что готова продолжить диалог с Россией о пересмотре статуса долга. «Я надеюсь снова встретиться со своим российским коллегой после саммита G20 (пройдет 15–16 ноября в турецком городе Анталье). Мы юридически не имеем права предлагать условия лучше тех, которые были согласованы с другими кредиторами», – сказала Яресько. Напомним, что в конце октября глава правительства Украины Арсений Яценюк уже выдвигал России в ультимативной форме требование признать долг Киева частным (см. «НГ» от 28.10.15).
Нежелание Киева возвращать долг нельзя объяснить полным отсутствием денег. По данным Нацбанка Украины, на конец октября международные резервы страны составляли около 13 млрд долл. «Даже если бы у Киева не было этих резервов, он мог бы получить 3 млрд, необходимые для уплаты Москве, от того же МВФ в рамках действующего соглашения о займе, подписанного весной 2015 года. То, что этот вариант не обсуждается, лишний раз показывает, что Вашингтон не заинтересован в простом решении», – считает доктор экономических наук Валентин Катасонов.
Вполне вероятно, что Украина получит еще один повод не платить 3 млрд долл. Уже 23 ноября МВФ может изменить свою кредитную политику таким образом, чтобы дефолт по долгу перед Россией больше не был поводом для прекращения финансовой помощи Украине (см. «НГ» от 30.10.15). Изменения предусматривают, что сотрудничество МВФ со странами-должниками может быть продолжено, если они добросовестно пытались договориться о реструктуризации, но не смогли этого сделать. Именно этим – приданием себе имиджа добропорядочных и добросовестных заемщиков – сегодня и занимаются украинские чиновники.
Американский план легализации отказа Киева выплачивать внешний долг – это часть политики противостояния России, считает замглавы международного комитета Совета Федерации Андрей Климов.
Возможность не платить по внешним долгам создает угрозу глобального финансового кризиса, полагает Валентин Катасонов.
Мы имеем ситуацию, когда политика активно вторгается в экономику, говорит управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин. «Если Украине позволят легально не платить долги России, то будет создан опасный прецедент доминирования политики над финансовыми правилами. Будет дискредитирован сам процесс кредитования проблемных стран МВФ, и наша страна, в частности, может дойти и до крайних мер – заявить о выходе из этой организации. Хотя, конечно, это уже совсем тяжелая мера», – предполагает Базыкин.
В то же время некоторые эксперты надеются, что МВФ все же не пойдет на изменение своих ключевых правил.
«В случае украинского дефолта или пересмотра статуса долга у России останется переговорный и судебный способы взыскания задолженности, поскольку выплатить долг в объеме и сроках, установленных меморандумом, Украина не в силах. Многое будет зависеть от внутриполитической ситуации в Украине и хода мирного процесса. Не исключено, что вопрос с долгом «подвиснет» еще на полгода-год, и в это время долг будет находиться в статусе дефолтного». Эксперт уточнил, что двухлетние еврооблигации Украины торгуются примерно в 78% от номинала, так что до полной катастрофы далеко. Россия крупный кредитор и может выдвигать свои условия. Вероятность полного погашения долга в ближайшее время невысока. «Но план реструктуризации разработать можно. В самом худшем случае потери не превысят 20%, или 600 млн долл.», – пояснил начальник управления ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Дефолт Украины по суверенному долгу крайне невыгоден ей самой, так как это автоматически прекратит любые частные иностранные вливания в страну как минимум на ближайшие два-три года, считает ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. «Вряд ли долг России признают частным и вряд ли МВФ согласится на изменение правил кредитования специально для Украины, ведь в этом случае могут взбунтоваться другие кредитуемые страны – Греция, Кипр, Португалия и т. д.», – считает Гриченков.