Исполнение запланированных социальных обязательств может исчерпать возможности Резервного фонда. Фото с сайта www.government.ru
Правительство готово менять расходные статьи бюджета-2016 при необходимости в текущем режиме. Вчера премьер Дмитрий Медведев провел новое совещание о поправках в бюджет-2016, который три недели назад был внесен в Госдуму. Еще недавно правительство рассчитывало, что сможет сохранить Резервный фонд на весь 2017 год. Теперь же появляется опасность, что этот фонд может быть исчерпан уже в конце следующего года.
Бюджет РФ на 2016 год по-прежнему будет направлен на выполнение социальных обязательств и обеспечение финансовой и экономической стабильности, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на вчерашнем совещании правительства по поправкам ко второму чтению проекта федерального бюджета на следующий год. В пятницу, 13 ноября, Госдума рассмотрит проект бюджета-2016 в первом чтении, на котором утверждаются суммы расходов, доходов и дефицит. А перераспределение между расходными статьями происходит во время подготовки ко второму чтению.
«Общие характеристики бюджета, достаточно жестко заданные макроэкономическими и внешнеполитическими условиями, оставляют не очень много пространства для маневра», – цитирует Медведева Интерфакс. В этой ситуации, отметил премьер, нужно «сделать максимум возможного, чтобы сохранить инвестиционную и предпринимательскую активность». «Нельзя забывать о том, что основными задачами бюджетной политики остаются выполнение социальных обязательств, а также обеспечение стабильности финансовой системы и экономики в целом», – сказал премьер.
Напомним, что в обсуждаемый бюджет заложены доходы 13 577 млрд руб., расходы – 15 761 млрд руб., дефицит 3% ВВП. Бюджет основывается на прогнозе ВВП 2016 года 78 673 млрд руб., инфляции – 6,4%, цене на нефть – 50 долл. за баррель, курсе нацвалюты – 63 руб. за доллар; 44% доходов бюджета (5974 млрд руб.) – прямые нефтегазовые доходы.
Медведев обозначил приоритеты поддержки – это ключевые отрасли промышленности, сельское хозяйство, региональные бюджеты, а также финансирование важнейших инфраструктурных проектов, программ модернизации образования, здравоохранения, социальной сферы. «Будут использоваться средства Резервного фонда, нужно делать это максимально рачительно», – подчеркнул премьер.
Что касается подушки безопасности, то на днях глава Минфина уже предупреждал, что следующий год может стать последним для Резервного фонда. «Примерно на 2,6 трлн руб. мы сократим в 2015 году объем наших резервов – более чем наполовину. 2016-й – это последний год, когда мы сможем так тратить наши запасы», – сказал министр.
Как ранее отметили экономисты Института Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), в качестве замены «резервных» средств могут быть использованы коммерческие займы: «В условиях сравнительно небольшого объема накопленного госдолга – к концу 2015 года планируется 15,6% ВВП – эффективнее больше занимать на внутреннем рынке в рублях».
Эксперты также выразили опасения в том, что «излишне оптимистичные» макропараметры прогноза Минэкономики несут риски недобора плановых доходов 2016 года. «Относительно высокий курс рубля снижает объем бюджетных доходов от нефтяного экспорта, – считает ведущий аналитик MFX Capital Антон Краско. – Так, средняя рублевая стоимость черного золота в сентябре–октябре составила менее 3100 руб. за баррель, из-за чего дефицит бюджета сложился в районе 3,5% от ВВП, а траты Резервного фонда достигли почти 500 млрд руб.».
С этим согласен и управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин: «Кроме экспортеров сильный рубль бьет по национальным производителям».
При сильном рубле есть риск недополучения нефтегазовых налоговых платежей. С этим согласны и экономисты Института Гайдара, которые считают, что уже в 2016 году нужно перейти к ускоренной реализации «налогового маневра» в нефтяной отрасли.
Однако наиболее вероятным сценарием исполнения бюджета эксперты считают новое ослабление рубля. Гендиректор Центра научно-политической мысли и идеологии Степан Сулакшин сказал «НГ», что в условиях, когда в стране почти замерла инвестиционная активность, а эмиссия не планируется, то способ остается один – девальвация: «Этот трюк позволяет в условиях подавленной рублевой эмиссии хоть как-то оживлять денежно-кредитную политику». Сулакшин также отметил, что в следующем году возможны трудности с экспортом углеводородов. «Восточная Европа в части нефтепереработки переходит с российской нефти на поставки ближневосточной нефти. Польша и Венгрия уже заявили об этом. Китайцам готовы поставлять ближневосточную нефть по демпинговой цене», – говорит Сулакшин.
Девальвация рубля на 12–15% в течение трех месяцев была бы оправданной – по крайней мере дефицит бюджета вернулся бы в приемлемые рамки 3% ВВП, считает Базыкин: «Для ослабления рубля можно было бы позволить экспортерам вернуться на рынок для продажи части выручки – при таком раскладе и ЦБ не вмешивался бы в рыночную конъюнктуру, и курсы валют изменились бы в нужном направлении. Второй вариант – целевые продажи Центробанком».
С ним согласен и управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков: «Девальвация рубля на 10–15% позволит убрать разницу между плановым бюджетным дефицитом и его реальными показателями. Сильную валюту РФ пока не может себе позволить».