За последние 12 месяцев продовольствие в России подорожало на 18,5%. Фото Reuters
Ради экономии бюджета правительство решило сократить реальные пенсии с помощью так называемой неполной индексации. По официальным прогнозам, пенсии с учетом инфляции сократятся в 2016 году примерно на 8%. Однако на самом деле потери пенсионеров и бюджетников будут значительно больше, чем предполагает правительство.
Дело в том, что данные Росстата об инфляции занижены примерно на треть из-за использования устаревшей структуры потребительских расходов граждан, которая обновляется только раз в год. Если же оценивать рост цен по текущим расходам, то есть по фактически сделанным покупкам, то потери покупательной способности пенсионеров и бюджетников могут перевалить за 12%.
Новые данные о реальном росте цен в РФ опубликовал вчера холдинг «Ромир», который следит в реальном времени за покупками тысяч россиян.
Текущий уровень годовой инфляции в сентябре достиг 15,7%, сообщает Росстат. Но в правительственных прогнозах записано, что рост цен по итогам 2015 года не превысит 12,2%. И именно на этих показателях базируется решение властей индексировать пенсии в феврале будущего года только на 4%. В этом случае потеря покупательной способности пенсионеров составит около 8%. Чуть больше пострадают бюджетники, зарплата которых в 2016 году будет заморожена. По-видимому, в правительстве сочли эти потери приемлемой ценой за попытку стабилизировать бюджет-2016. Однако вчера выяснилось, в этих прогнозах может быть системная ошибка из-за использования заниженных показателей инфляции.
Вчера холдинг «Ромир» и специалисты Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) представили альтернативные оценки темпов роста цен в стране. Как известно, Росстат измеряет инфляцию с учетом фиксированной структуры потребления населения по всей стране. Сотрудники Росстата регулярно записывают цены на широкий круг товаров по всей стране. А потом суммируют их с учетом реальной структуры потребления, которая измеряется на основании выборочного обследования семей и обновляется только один раз в год.
В «Ромире» предлагают оценивать инфляцию не по ценникам, а по реально совершаемым покупкам. Для этого используется так называемая скан-панель домохозяйств, которая включает 10 тыс. россиян. Они сканируют штрих-коды всех купленных товаров и оперативно передают их в общую базу данных. Так оценивается рост цен не по прошлогодней корзине потребления, а по сегодняшней.
По этой представительной группе товаров рост цен к октябрю составил 13,6% при официальной инфляции в 10,5%. Индикатор роста цен по «Ромиру», так называемый дефлятор, показывает, сколько покупатели в действительности платят за товар. «В стране есть гречка по 150 и 60 руб. Но чаще всего люди покупают гречку по 89 руб., так как она относительно примлемой цены и качества», – поясняет представитель «Ромира» Евгения Рубцова. В сентябре значение дефлятора «Ромира» относительно августа составило 1,29% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,6%. «Индексы Росстата фактически являются макроэкономическими показателями с сильной политической составляющей. А дефлятор «Ромира» – это микроэкономический показатель. Дефлятор – это более чуткий инструмент для измерения потребительского поведения и ценового выбора, поэтому и более приспособлен для прогнозов. Было бы неплохо, чтобы госструктуры обратили большее внимание на микроэкономические процессы», – отмечает Рубцова.
В самом Росстате признают, что обновление структуры потребления только раз в год может вносить некоторые искажения и переход к анализу текущих покупок это прогрессивная тенденция. Но опрошенные «НГ» эксперты не спешат критиковать цифры Росстата.
«Я доверяю данным официальной статистики. Росстат и правительство не заинтересованы в фальсификации макростатистики, поскольку в мире уже были неприятные скандалы подобного рода», – отмечает аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. Тем не менее председатель совета директоров Voltaware Сергей Огороднов видит смысл в совершенствовании методов оценки инфляции с учетом цен реальных покупок.