Фото Reuters
В правительстве идут дискуссии об увеличении отчислений в бюджет от доходов нефтяной отрасли. Ситуация очевидна – необходимо обеспечивать наполнение федерального бюджета в условиях снижения доходов. Но что это будет означать для топливно-энергетического комплекса (ТЭК)? Куда подобные решения отбросят отечественную нефтяную промышленность?
В условиях экономического кризиса любое предприятие вынуждено выбирать тактику выживания. Главное – как-то сбалансировать свои расходы и доходы сейчас, о проектах развития речь не идет.
Таким образом, первое, на чем отразятся обсуждаемые изменения, – это сокращение инвестиций в российскую нефтедобычу в 2016-м и в последующие годы. Не нужно забывать, что отрасль в настоящее время функционирует в крайне сложных внешних условиях. Из-за падения цены нефти на мировых рынках резко снизились поступления средств в валюте. Секторальные санкции, введенные против России, привели к существенному удорожанию кредитных ресурсов. Поэтому заменить выпадающие доходы от роста пошлин или налогов какими-то иными источниками нефтяникам будет крайне затруднительно, если вообще возможно.
Дополнительные платежи в бюджет приведут к заморозке новых перспективных проектов, особенно небольших и средних месторождений, в том числе в Восточной Сибири, а также отказу от бурения новых скважин. Обсуждаемые фискальные инициативы ударят и по зрелым месторождениям Западной Сибири, где и так сокращается добыча. По предварительной оценке, сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний может привести к снижению добычи нефти в России за 2016–2018 годы суммарно более чем на 11 млн т, в том числе в 2018 году – около 6 млн т.
Действительно, инициативы в сфере экспортных пошлин в ближайшие два года дадут госбюджету около 200 млрд руб. Но ведь цена падения добычи будет куда большей. Эффект от повышения отчислений в бюджет очень быстро сойдет на нет, а начиная с 2018 года и вовсе станет отрицательным.
Замедление освоения новых нефтеносных провинций может привести к проблемам с выполнением обязательств Российской Федерации по поставкам нефти в восточном направлении.
Сокращение инвестиций будет иметь и другие негативные последствия. Такую тему, как импортозамещение, применительно к нефтяной отрасли можно будет считать закрытой, так как заказы от нефтяников на разработку нового оборудования сократятся на порядок. Уменьшение заказов подрядчикам приведет к сокращению рабочих мест со всеми вытекающими последствиями. Главы нефтяных компаний в своем письме президенту России прогнозируют, что сокращение инвестиций и объемов потребления ресурсов и услуг приведут к сворачиванию бизнес-активности в смежных отраслях, таких как машиностроение, металлургия, бурение, нефтесервис, строительство, и к сокращению занятости на 1 млн человек уже с 2016 года. Таким образом, забирая у одной отрасли, государство будет вынуждено решать возникающие проблемы в других, работать с социальной напряженностью в регионах.
Другая статья расходов, которая неминуемо подвергнется ревизии, это геологоразведка. Без нее развитие отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможно, старые месторождения истощаются, а чтобы открыть новые, необходимы средства и время.
Таким образом, дополнительные изъятия в нынешних, очень непростых для нефтяной отрасли условиях станут началом ее регресса, потери устойчивости, разворота от стабильного роста к снижению всех показателей.
В проекте Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года отмечены основные задачи развития нефтяной отрасли на ближайшую перспективу. Это:
– стабильная ежегодная добыча нефти с газовым конденсатом на уровне 525 млн т, с обеспечением возможностей ее увеличения при благоприятной конъюнктуре мирового и внутреннего рынков;
– модернизация и развитие отрасли;
– увеличение коэффициента извлечения нефти с 28 до 40%;
– освоение трудноизвлекаемых ресурсов в объемах до 17% общей добычи нефти и т.д.
Инициативы по увеличению фискальной нагрузки на нефтяные компании делают выполнение перечисленных задач практически невозможным.
Устойчивое динамичное развитие энергетического сектора, как и любой другой отрасли народного хозяйства, нуждается в стабильных и предсказуемых условиях налогового режима. Необходимое для развития экономики страны изъятие природной ренты должно осуществляться без ущерба для финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отрасли. Иначе для чего ставить высокие цели по увеличению объемов добычи нефти, внедрять новую систему налогообложения финансового результата от реализации добытой нефти, разрабатывать механизмы компенсации затрат на геолого-разведочные работы, развивать технологии импортозамещения, предоставлять адресные льготы? Предлагаемые сейчас изменения фактически перечеркивают все ранее предпринятые попытки оптимизации налоговой системы в нефтяной отрасли, включая «большой налоговый маневр», совершенный в начале этого года.
Негативные последствия ожидают не только нефтедобычу, пострадает и нефтепереработка. По информации Минэнерго России, нефтяными компаниями уже сейчас предлагается перенести срок ввода в эксплуатацию 44 установок вторичной переработки нефти, ввод которых в соответствии с заключенными с государством соглашениями был запланирован на 2015–2020 годы. Новые фискальные изъятия сделают невозможным завершение окончания модернизации российских НПЗ в ближайшей перспективе. Следует ожидать снижения уровня эксплуатационной готовности оборудования, роста числа аварий, приостановки деятельности некоторых НПЗ, а соответственно и ухудшения качества жизни населения, а также экологической обстановки в стране.
Кроме того, снизится налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций, в результате чего поступления в региональные бюджеты сократятся.
С учетом отрицательного мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики социально-экономические показатели развития регионов приблизятся к пороговым значениям.
Деньги, полученные от предлагаемых фискальных новаций, будут потрачены, а нефтянка, смежные отрасли, регионы присутствия нефтяного бизнеса получат проблемы, на решение которых уйдут годы.