Фото Reuters
«Назарбаев поклялся Путину в верности Казахстана союзническому долгу» – так описывает Reuters результаты вчерашних переговоров президентов России и Казахстана. Экономические же итоги визита Владимира Путина в Астану сводятся к устранению формальных препятствий для совместной добычи углеводородов в центральной части Каспия, а также согласию Москвы платить Казахстану чуть менее половины 1 млн долл. за аренду районов падения ракет «Сатана» на токсичном топливе.
Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали протокол, который вносит изменения в соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря от 6 июля 1998 года. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, подписанный протокол определяет условия совместной разработки нефтеносной структуры «Центральная».
Протокол позволит российскому правительству выдать лицензию на геологоразведку и добычу нефти и газа на месторождении «Центральное» на шельфе Каспийского моря. Структура «Центральная» расположена в пределах российского сектора Каспийского моря, в 180 км восточнее Махачкалы, однако ее разработка должна вестись при участии Казахсстана. В мае 2008 года на структуре было открыто крупное нефтегазоконденсатное месторождение с запасами в 169,1 млн т условного топлива. Но лицензия на геологоразведку истекла, а получить лицензию на добычу совместное предприятие ЛУКОЙЛа и «Газпрома» не смогло из-за требований российского законодательства, по которому разрабатывать шельф могут только компании с государственным участием свыше 50%.
Предполагалось, что месторождение будет разрабатываться на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Однако для справедливого раздела продукции сегодня недостаточно данных. Подписанный вчера в Астане протокол определяет условия геологоразведки до заключения соглашения о разделе продукции. Кроме того, выдача лицензии поможет привлечь к финансированию дополнительного изучения недр уполномоченную организацию Казахстана. После дополнительной разведки совместное предприятие сможет продолжить добычу с применением общего режима налогообложения или заключить с российским правительством соглашение о разделе продукции.
Второе соглашение предполагает оплату Россией использования территории Казахстана в качестве районов падения ступеней ракет из позиционного района Домбаровский в Оренбургской области. На территории этого позиционного района находится российский космодром «Ясный», который использует конверсионные баллистические ракеты для запуска иностранных космических спутников.
В случае безаварийных запусков Россия будет платить Казахстану по 460 тыс. долл. год. В случае же аварии России придется оплатить Казахстану еще и экологический ущерб. Дело в том, что стартующие из Домбаровского баллистические ракеты РС-20 («Воевода» или «Сатана» по западной классификации) используют такое же токсичное топливо, как и ракетоносители «Протон». Напомним, что ущерб от аварийного пуска ракеты «Протон-М» в июле 2013 года Казахстан оценил в 89 млн долл. Впрочем, советские ракеты РС-20, которые выпускались в Украинской ССР, сегодня отличаются более высокой надежностью, чем современные российские «Протоны».zсе разногласия между Россией и Казахстаном разрешаются исключительно конструктивно и только по согласованию сторон. Так, даже в соглашении о компенсации ущерба Казахстану зафиксировано, что в оценке его размеров будет участвовать Россия: «Ущерб и вред, нанесенный Республике Казахстан в результате аварии, а также расходы, связанные с оценкой и ликвидацией последствий аварии, возмещаются российской стороной в объемах и сроки, согласованные правительственными комиссиями сторон».
«Казахстан был, будет и остается ближайшим и надежным соседом и союзником Российской Федерации, – заявил вчера Назарбаев. – Я хочу, чтобы об этом все узнали, потому что это отвечает коренным интересам казахского народа и Казахстана. Надеюсь, это так же и для России». Похоже, что эти заявления Назарбаева и дали основания Reuters сообщить, что Назарбаев поклялся Путину в верности Казахстана союзническому долгу.