На форуме «Россия зовет!» глава «Роснефти» Игорь Сечин был предельно откровенен. Фото РИА Новости |
События последних дней показывают, что США крайне болезненно реагируют на действия РФ в Сирии. Уже очевидно, что после отказа администрации Барака Обамы принять в Вашингтоне российскую делегацию во главе с премьером Дмитрием Медведевым значимых контактов между РФ и США по взаимодействию в борьбе против «Исламского государства» (запрещенной в РФ организации) не будет. За исключением, может быть, подписания некоего документа о безопасных полетах над Сирией. Но здесь тоже есть нюансы.
Детали данного документа, который уже несколько раз обсуждали в режиме видеоконференции представители Минобороны РФ и Пентагона, общественности неизвестны. В то же время военно-дипломатический источник «НГ» категорически опроверг информацию некоторых западных СМИ о том, что военные ведомства двух стран близки к заключению сделки о разделении неба Сирии, которая должна обеспечить безопасность полетов летчиков США и РФ, осуществляющих бомбардировки позиций экстремистов. «Никакого разделения неба над Сирией не будет. Российская авиация там выполняет боевые задачи исходя из целей военной операции, которая осуществляется во взаимодействии с сирийским Генеральным штабом и военно-политическим руководством страны», – отметил источник, обратив внимание на то, что правительство в Дамаске – единственный легитимный орган, который вправе определять военные планы на территории Сирии.
По мнению собеседника «НГ», вопросы, которые обсуждают представители военных ведомств, касаются определения процедур, связанных с безопасностью полетов, а именно – закрепления коридоров пролета авиации, высот, сигналов взаимодействия, порядка информирования о планах и действиях и, возможно, оказания экстренной помощи в конфликтных ситуациях в воздухе и на земле. «Конечно, это больше нужно американцам, поскольку их авиаудары и иные действия в Сирии незаконны. Мы, к сожалению, этому помешать не можем. Нам было бы полезно обмениваться с американцами разведданными. Может быть, проводить совместные операции с участием сирийских войск против боевиков «Исламского государства» (ИГ). Но в администрации Обамы этого не хотят. США играют в свою игру», – так прокомментировал «НГ» ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
Эксперт обратил внимание на то, что силы сирийской оппозиции, которых поддерживают США, а также боевики ИГ захватили почти все месторождения углеводородов в Сирии, от которых тянутся трубопроводы к нефтеперерабатывающим заводам на западе страны в зонах, контролируемых правительственными войсками. «В СМИ уже проходила информация, что Асад был вынужден покупать демпинговую нефть у моджахедов. Эта нефть продается дешево на мировых площадках, обваливая цены на углеводороды. И это очень выгодно американцам, поскольку тем самым наносится значительный экономический ущерб России, к сожалению, сидящей на нефтяной игле», – уверен Неткачев.
Генерал обратил внимание на публикации СМИ, в которых описываются действия американского спецназа на территории Сирии. Пишут, что они воюют в глубоком тылу и их «целью становятся не военные объекты и даже не система снабжения ИГ, а политические центры, откуда выносится вся возможная информация на любых носителях». В провинции Дайр-эз-Заур спецназ США уничтожил одного из главарей боевиков, торгующего демпинговой нефтью.
В плен была взята его жена, захвачены некие документы о такой торговле. «Зачем им эти бумажки? Заметают следы?» – задается вопросами эксперт.
Заметим, что на днях подобную озабоченность высказывал и глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он заявил на инвестиционном форуме «Россия зовет!», что регулирование мирового рынка нефти перешло от ОПЕК к США.
Аналитик Владимир Алексеев считает, что Россия поддержала режим Башара Асада потому, что его падение «означало бы стратегический проигрыш в противостоянии с Западом и консервативными режимами Аравии, которые игрой на понижение нефтяных цен за год серьезно подорвали российскую экономику и продолжают это делать». Эксперт утверждает, что потеря Сирии способствовала бы тому, что Катар смог бы проложить через территорию Саудовской Аравии и Иордании «магистральный газопровод до сирийского побережья, а оттуда – в Южную Европу». «Это сорвало бы планы РФ по созданию южного экспортного маршрута газа в обход украинского транзита и сократило бы на 30–40% объем продаж газа в ЕС», – отмечает Алексеев.
Военный эксперт Владимир Попов вспоминает, что «в 1994 году первый президент РФ Борис Ельцин принял решение начать боевые действия в сепаратистской Чечне под нажимом нефтяного лобби, поскольку весь тогдашний экспорт каспийской нефти проходил по трубопроводу Баку–Грозный–Новороссийск. Трубопровод почти не работал. Дудаев эту нефть попросту воровал. А Азербайджану надо было продавать углеводороды. Вот США и инициировали тогда постройку трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан в обход России. Это у них получилось. Подобный сценарий разыгрывается для РФ и на Ближнем Востоке. Сумеем ли мы здесь реализовать геополитические и экономические цели, победив ИГ и прекратив тем самым продажу нефти по демпинговым целям?» – задается вопросом эксперт. Ставки весьма высоки для России.