Минобрнауки требует единых проходных баллов как на бюджетные, так и на платные места. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На платных местах в среднем по России обучается каждый третий студент. Но в экономических и юридических вузах прием абитуриентов на платные места в этом году в три-пять раз больше, чем на бюджетные. Такие данные представлены в новом отчете Минобрнауки. Около половины вузов повысили стоимость обучения – нередко на 50–100 тыс. руб. в год. В 2015 году на платные места было зачислено на 6% студентов меньше, чем в прошлом году, а на бюджетные – на 2,7% больше.
Согласно совместному мониторингу ВШЭ и Минобрнауки, в этом году на бюджетные места поступило более 286 тыс. человек. Это больше, чем в прошлом году, когда бесплатные места в вузах получило около 278 тыс. абитуриентов. На платные места в этом году было зачислено почти 137 тыс. абитуриентов вместо 146 тыс. в прошлом году.
При этом средний балл зачисленных на платные места в этом году оказался на три пункта выше, чем в прошлом. Авторы отчета увидели в этом признаки сокращения приема слабых абитуриентов на платные места. По крайней мере именно такого подхода требует Минобрнауки.
«Неважно, на платном или бюджетном отделении учится студент, качество образования должно быть обеспечено. Минобрнауки требует, чтобы проходные баллы были едиными в вузе. Неважно, о платном или бюджетном отделении идет речь, о филиале или головном вузе, заочном или очном отделении», – подчеркивает замминистра образования и науки Александр Климов.
Уточним, что пока вузы пользуются собственной шкалой оценки уровня подготовки будущих студентов. Минимальные проходные баллы ЕГЭ на бюджетные места устанавливает Рособрнадзор. А вузы могут их лишь увеличивать, отсекая слабых абитуриентов. В 2015 году это сделали 41% вузов.
Тройка университетов, показавших в этом году наиболее высокое качество бюджетного приема, в точности повторила тройку победителей по качеству платного приема. Так, чтобы поступить на платное место в МФТИ, надо было набрать в среднем 82,5 балла, для учебы на бюджетном – 93,8 балла. В МГИМО эти показатели составляли 81,3 и 94,7 соответственно.
«Подавляющее большинство педагогических вузов набрали в этом году сильных студентов-платников. Это очень большой сдвиг. Практически не берут троечников медицинские вузы, а вот в аграрных университетах ситуация печальная», – рассказывает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Повышаются не только требования к студентам, но и стоимость обучения. Около 47% вузов в этом году заметно повысили свои цены для абитуриентов. Правда, 17% вузов пошли на снижение стоимости обучения.
В 2015 году Минобрнауки вдвое сократило бюджетные места по самым популярным специальностям последних лет – юриспруденции, менеджменту и экономике. Желающим обучаться этим наукам бесплатно пришлось выдержать жесткую конкуренцию либо выбирать учебу за деньги. Полтора десятка вузов повысили среднюю стоимость обучения на 50–100 тыс. руб. в год. Еще 39 вузов увеличили свои расценки на 20–50 тыс. руб. И еще 124 вуза ограничились повышением не выше 20 тыс. руб. в год. Логично предположить, что это наиболее популярные вузы и специальности: социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицина. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного – около 87%, указывается в представленном мониторинге.
137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. руб.), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5–20 тыс. руб., а 8 вузов – на 20–50 тыс. руб. Снижение цен зафиксировано в сфере подготовки специалистов по естественным, техническим и педагогическим наукам.
Относительно невысокие показатели платного приема – около 10%, – как и в прошлые годы, были отмечены по специальностям «Сельское хозяйство», «Транспорт», «Энергетика», «Математика», «Электроника» и «Экология». В педагогических и строительных вузах доля приема на платные места составляет около 20%. Примечательно, что такая картина наблюдается на протяжении всего периода мониторинга качества приема с 2011 года. Вариации по доле платного зачисления не превышают 3–5%.
По мнению директора Института развития образования Ирины Абанкиной, основные причины сокращения числа платников можно объяснить экономическим кризисом. «Накануне вступительных экзаменов ожидался рост выдачи образовательных кредитов. Однако этого не случилось», – говорит Абанкина.
Возможно, что косвенно на сокращение платников повлиял и тот факт, что все больше европейских стран делает у себя высшее образование для иностранцев бесплатным (см. «НГ» от 13.08.20). «По факту оно бесплатное, но студенту все равно нужны средства для проживания в чужой стране. А при нынешнем курсе рубля – это недешевое удовольствие», – отмечает Абанкина.
Кризис заставил семьи не только экономить, но и тщательнее подходить к выбору платного вуза. Теперь потенциальные абитуриенты не только смотрят на бренд учебного заведения, но и изучают возможности своего трудоустройства после окончания вуза. «В этом году Минобрнауки впервые обнародовало данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников. Раньше сведения о том, что выпускники престижных вузов зарабатывают в среднем в полтора раза больше, чем остальные, можно было считать мнениями и слухами. Теперь это можно считать доказанным», – сказал Кузьминов.
В 2015 году наблюдается рост числа вузов, где половину платных мест заняли абитуриенты-отличники со средним баллом по ЕГЭ выше 70. В прошлом году таких вузов было 11, а в этом – уже 14. Отличниками-платниками могут похвастаться практически все ведущие вузы страны. В этот список входят в том числе Физтех, МИФИ, МИЭМ, МГУ, МСПбГУ, МГИМО, ВШЭ, РЭУ им. Плеханова и Московская юридическая академия.
Лидерами по численности принятых на платные места студентов можно назвать Российский университет дружбы народов (средний балл ЕГЭ – 61,3) и Казанский федеральный университет (средний балл – 64,5). На третьем месте оказалась ВШЭ (средний балл – 79,3), а на четвертом – МГУ (средний балл – 74,3). Каждый из этих вузов зачислил от 1,8 до 2,5 тыс. новых платных студентов.
В исследовании отмечается, что из 20 вузов, набравших свыше 1000 платников, только два пересекаются с топ-20 из лидеров по качеству приема (то есть по среднему баллу ЕГЭ).
Этим летом не удалось набрать больше тысячи платников таким вузам, как РЭУ им. Плеханова, Нижегородскому госуниверситету, Госуниверситету управления, а также Омскому техническому университету, Уфимскому авиационному университету, Байкальскому госуниверситету экономики и предпринимательства и Красноярскому аграрному университету. «Все меньше студентов поступает в вузы просто за корочками, они хотят получать качественные знания и востребованные специальности», – говорит Абанкина.
Впрочем, высокие конкурсы в престижные университеты, растущие требования как к студентам, так и к образовательному процессу не препятствуют желающим получать высшее образование. Минобрнауки готовит документ, который приравняет дистанционное высшее образование в России к очному обучению. Можно надеяться, что дистанционная форма обучения скорее всего окажется дешевле очной.