Минэнерго и Минстрой РФ должны предложить план опережающей замены тепловых и водопроводных сетей, которые выработали свой ресурс. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович поручил министерствам заняться заменой тепловых и водопроводных сетей. Износ систем теплоснабжения в стране оценивается в 70%. Этот показатель выглядит критичным, особенно с началом отопительного сезона. Однако для граждан на первом месте среди самых острых коммунальных проблем оказался рост тарифов.
Износ основных фондов системы теплоснабжения достигает 65–70%, утверждается в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Общая протяженность тепловых сетей в России составляет 168 тыс. км, при этом 48 тыс. км (28%) нуждается в ремонте и реконструкции. В том числе протяженность тепловых сетей, имеющих 100-процентный физический износ, – более 32 тыс. км (19%). Сегодня перекладка сетей в России по факту не превышает 1,5% в год от общей протяженности, а плановый ремонт практически уступил место аварийно-восстановительному.
Эти показатели выглядят критичными, особенно с началом отопительного сезона. Вчера исполнительный директор некоммерческого партнерства (НП) «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила журналистам, что тепло до сих пор не поступает во многие квартиры россиян, в том числе и относительно благополучном Подмосковье: «В минувшие выходные мы получили около 250 обращений жителей Щелкова, Воскресенска, Орехово-Зуева с жалобами на отсутствие отопления. Холодная погода, как всегда, оказалась неожиданностью для коммунальных служб».
Поясним, что «ЖКХ Контроль» при Минстрое создано специально для общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Соответствующие центры имеются в 83 регионах страны. За первое полугодие 2015 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тыс. обращений. Общественниками проверено 532 многоквартирных дома. Все выявленные замечания взяты на контроль. Региональные центры общественного контроля не являются административной вертикалью. И одной из главных задач общественного контроля является налаживание диалога с гражданами с целью выявления реальных проблем и их оперативного решения.
До сих пор граждане жаловались больше всего на изменения оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Этой темы касалась четверть всех жалоб. На втором месте – претензии к управлению многоквартирными домами (МКД) – 17,2%. Примерно поровну – 12,7% и 12,2% – нареканий вызвали неудовлетворительное состояние МКД и капитальный ремонт соответственно. 9,4% россиян недовольны качеством предоставляемых услуг.
При этом порядок начисления платы за коммунальные услуги лидировал в жалобах граждан в первом и втором кварталах 2015 года. «Люди не понимают, почему они платят больше, а качество предоставляемых услуг становится хуже», – сказала Разворотнева.
Исследования социологов также подтверждают тот факт, что ситуация с ЖКХ серьезно волнует россиян. Так, согласно опросу ВЦИОМа «Проблемный фон сентября в России», высокие цены и низкое качество ЖКУ назвали актуальной проблемой 4% опрошенных (1600 респондентам предлагали выбрать пять вариантов ответов на 31 вопрос). Сфера ЖКХ заняла в сентябре 12-е место в списке проблем, волнующих граждан. Председатель правления ВЦИОМа Константин Абрамов сообщил, что в июле 2015 года коммунальную сферу в качестве одного из основных «раздражителей» выбрали 7% респондентов: «Год назад такой ответ выбрали 10% опрошенных. Полагаю, что в октябре-ноябре тема ЖКХ снова вырвется в топовые строчки – с началом отопительного сезона число претензий граждан традиционно вырастает».
Согласно еще одному опросу ВЦИОМа «Осведомленность Россиян о реформе ЖКХ», 2/3 респондентов отметили рост цен в сфере ЖКХ, на первое место в списке основных проблем граждане ставили дороговизну взносов на капремонт. «Каждый второй (50%) считает эту сумму для себя довольно обременительной, в том числе 21% называет ее «очень большой» и 29% – «достаточно большой» для своего семейного бюджета. В качестве протеста против нового обязательного платежа каждый пятый (21%) готов отказаться платить, каждый третий (31%) – мог бы участвовать в сборе подписей под петицией», – уточнил Абрамов.
В опросе ВЦИОМа «Рост цен на товары повседневного спроса: оценки россиян» указывается, что более 80% граждан, оплачивающих квитанции самостоятельно, отмечают повышение цен на коммуналку, и практически каждый второй считает, что рост цен значителен.
По словам Абрамова, уровень недовольства состоянием ЖКХ среди населения высок. Почти две трети опрошенных недовольны положением в этой сфере, среди тех, кто доволен, только 9%. В городах-миллионниках недовольны состоянием ЖКХ 70%.
«На первом месте среди проблем россияне отмечают высокие цены на услуги ЖКХ – 73% россиян недовольны высокими тарифами на коммунальные услуги», – сказал Абрамов.
Он добавил, что только 5% оценивают качество услуг как отличное, как хорошее – 22%. 35% граждан отметили, что недовольны качеством услуг в своих домах. Более 60% не видят изменений в качестве услуг.
Руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Ленинградской области Сергей Худяев отметил, что, по его расчетам, граждане переплачивают за ЖКУ примерно на 30%: «Некоторые платят за тепло не по счетчикам, а по нормативам. Согласно постановлению правительства РФ норма на одного человека рассчитывается по формуле. К нам обратилась собственница жилья, которая не поленилась подсчитать, что должна платить за 5,5 гкал для подогрева 1 куб. л воды. А ей выставили счет с указанием в качестве норматива 8,1 гкал. И такие случаи наблюдаются повсеместно».
С этим согласна и Разворотнева: «Схема, указанная в правительственном постановлении, по которой высчитывают потребленное тепло, содержит столько поправок, уточняющих коэффициентов, что разобраться в них очень сложно».
С другой стороны, задолженность за коммунальные услуги России превысила 1 трлн руб. Объективных предпосылок для разворота тренда в сторону снижения долговой нагрузки, особенно в условиях кризиса, не видно. Существующие инструменты воздействия на неплательщиков из года в год демонстрируют свою несостоятельность. Долги растут, отрасль недофинансирована, тарифы идут в гору, напомнили специалисты. Еще до начала девальвации рубля аналитики оценивали ежегодные инвестиционные потребности отраслей ЖКХ в 500 млрд руб. Эксперты выразили мнение, что ликвидировать общую задолженность в триллион рублей без политической воли практически невозможно.