Селяне добиваются передела государственных субсидий. Фото с сайта www.altagro22.ru
Депутаты Алтайского края добиваются для себя особого статуса в рамках разработанного ими проекта Закона «Об особо значимых аграрных субъектах». Законопроект уже внесен в Госдуму, вчера его поддержали несколько сенаторов и думских депутатов. Если закон вступит в силу, то Алтайский край и еще около десятка регионов смогут рассчитывать на увеличение бюджетной поддержки – в том числе и за счет других регионов страны.
На заседании правительства премьер Дмитрий Медведев вчера заявил, что «мы уже являемся в большей степени сельскохозяйственной страной, к чему стремились достаточно долго». «Объем валютной выручки, получаемой от экспорта сельскохозяйственной продукции, уже выше того, что мы зарабатываем от торговли оружием, и потенциально стремится к тому, чтобы занять положение углеводородов. Во всяком случае, если не сейчас, то через некоторое время», – цитирует премьера ТАСС.
Если с зерном ситуация относительно благополучная, то по молоку и мясу мы пока не готовы обеспечивать себя самостоятельно. Нужны дополнительные финансовые ресурсы. Напомним, что в 2016 году на программу развития АПК планируется направить 237 млрд руб. Глава Минсельхоза Александр Ткачев ранее говорил, что для скорейшего решения вопроса полного импортозамещения (в частности, по молоку и говядине) требуется выделение еще около 30 млрд руб. ежегодно.
Сможет ли государство увеличить бюджетную поддержку в условиях кризиса – большой вопрос. Но уже сегодня некоторые регионы пытаются получить больше государственной помощи за счет ее перераспределения между субъектами Федерации. Одним из претендентов на дополнительную поддержку агросектора является Алтайский край, в котором появился законопроект «Об особо значимых аграрных субъектах».
В Госдуму он был внесен еще год назад. А вчера в Общественной палате (ОП) прошли так называемые нулевые чтения законопроекта. Авторы проекта уверены, что если территория вносит наибольший вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, то справедливо, что ей и будет доставаться приоритетное финансирование. Впервые об особом статусе для аграриев заговорили еще в 2008 году. Тогда инициатором внесения закона в Госдуму выступил губернатор Алтайского края Александр Карлин.
В ходе обсуждения выяснилось, что Алтайский край в расчете на гектар получает финансирование втрое меньше, чем в среднем по России. В других крупнейших аграрных регионах (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Саратовская область, Волгоградская область, Оренбургская область, Омская область) господдержка на 1 га посевной площади также ниже среднероссийского уровня. В данных регионах сосредоточено 36% пашни страны, около 39% всех посевных площадей сельскохозяйственных культур. На их долю приходится более 26% произведенной валовой продукции сельского хозяйства, здесь проживает около 9 млн сельских жителей (23% сельского населения страны). При этом доля указанных аграрных регионов в общем объеме государственной поддержки из федерального бюджета составила всего 18%, что гораздо ниже их вклада в развитие отрасли.
Большинство участников нулевых чтений поддержали законопроект, и в резолюции ОП дана положительная рецензия на текст документа. От лица Минсельхоза выступил директор департамента Петр Чекмарев. Он считает, что тянуть с принятием закона не стоит, и согласился, что аграрные регионы имеют право на приоритетную поддержку со стороны государства.
Как пояснил «НГ» один из авторов законопроекта, председатель алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор, особые территории при правильном подходе могут и должны стать флагманами в реализации программы импортозамещения: «Наибольшее сопротивление принятию данного закона исходит не от федеральных структур, а от наших коллег из других субъектов Федерации. Принцип «хоть понемногу, но всем» они считают для себя более подходящим. В некоторых регионах складывается мнение, что мы пытаемся за счет других территорий России решить свои задачи. Это абсолютно не так».
Лоор подчеркнул, что данный проект закона касается не только Алтайского края. Речь идет о территориях, имеющих необходимые условия для развития аграрной отрасли: почвенные, климатические, наличие высокой доли сельского населения, высокой доли сельскохозяйственной продукции в регионе. Для определения таких территорий в законопроекте определены пять критериев. Окончательно их определит правительство РФ.
Не получится ли так, что средства бюджета снова будут аккумулироваться у тяжеловесов отрасли, а фермерские хозяйства получат поддержку по остаточному принципу? – задавались вопросом участники слушаний в ОП. «Это нормально, – парировали сторонники законопроекта. – Например, в США 6% крупных аграрных компаний дают 75% валовой продукции сельского хозяйства».
Однако независимые эксперты считают идею формирования целевых аграрных зон весьма спорной. «Такая политика может привести к правовому неравенству между регионами», – считает старший аналитик Forex Club Алена Афанасьева.
Слабое звено законопроекта в предлагаемой дифференциации субъектов РФ, считает директор Центра аграрных исследований Академии народного хозяйства госслужбы Александр Никулин. Эксперт отметил, что эксклюзивных условий добиваются те регионы, которые в принципе уже достигли достойных показателей и считаются сейчас образцом производительности.