Вместо утилизации твердые бытовые отходы вывозят на свалки. Фото Reuters
Правительство пошло навстречу бизнесу, который жалуется на тяжелое финансовое положение из-за кризиса. Коммерсантов в этом году освободят от уплаты нового сбора на утилизацию всей произведенной и импортированной продукции. Чиновники отложили введение нового «налога на мусор» не только из любви к бизнесу, но и по причине непроработанности всей цепочки платежей и бизнес-процессов в новой индустрии утилизации. Экологи опасаются, что из-за перманентных изменений правил игры появление цивилизованной отрасли переработки отходов в РФ откладывается на неопределенный срок.
Зампред правительства РФ Александр Хлопонин сообщил о том, что в правительстве решили сохранить в текущем году нулевые нормативы утилизации, что означает освобождение бизнеса от уплаты экологического сбора в 2015 году. Так называемый утилизационный сбор для производителей и импортеров товаров и упаковки формально действует в России с 1 января 2015 года в соответствии с поправками в Закон «Об отходах производства и потребления», принятыми в конце 2014-го.
Закон предполагает, что компании могут либо самостоятельно утилизировать отходы (создать мощности или нанять компанию-оператора), либо заплатить соответствующий сбор за 2015 год – до 15 октября. Ключевые параметры для исполнения закона – перечень конкретных товаров со ставками сбора – правительство должно было зафиксировать в двух десятках подзаконных актов.
Представители бизнеса просили перенести сроки вступления в силу постановлений, обеспечивающих утилизацию, минимум до 1 января 2016 года. Предприниматели согласны нести экологическую ответственность, как это происходит во многих странах мира. «Но, по сути, с 1 января в РФ ввели новое системное регулирование, без всякого переходного периода, а бизнесу не разъяснили его ответственность», – пояснил «НГ» общественный омбудсмен по экологии Ильдар Неверов.
Отсрочка и льготы были обещаны правительством еще в июне. При этом в федеральный бюджет на 2015 год были заложены поступления от утилизационного сбора в размере 30 млрд руб. Эти деньги должны пойти на развитие отрасли утилизации и субсидии регионам, уточнил Неверов.
На совещании у главы правительства Дмитрия Медведева 1 июня было решено ввести мораторий на утилизационный сбор почти по всем товарам до 1 января 2019 года. Исключением стал узкий перечень товаров – аккумуляторные батареи, шины, бумага и лампы накаливания, для которых возможен сбор в 5–10% от стоимости с 2016 года.
Вчера «мусорная» тема обсуждалась на круглом столе с участием представителей Минприроды, Минстроя и других ведомств. Как пояснил замглавы Минприроды Ринат Гизатулин, «готов к выходу перечень товаров, которые будут подлежать утилизации после утраты ими потребительских свойств». «Тут тоже нет вопросов у наших коллег, он согласован со всеми, находится на подписи у председателя правительства РФ», – цитирует Гизатулина агентство ТАСС.
Помимо этого, по словам чиновника, «Минприроды продолжает доработку, в частности, акта о подтверждении нормативов утилизации отходов». «На 2015 год принято решение, что нормативы утилизации отходов будут нулевые, на 2016 год в среднем они составят от 5%. Главные споры у нас идут по 2017 году – какой рост объема утилизации будет в 2017 году», – сказал Гизатулин. При этом отметил, что «все согласительные процедуры с Минэкономразвития Минприроды завершит в течение двух недель и внесет акт в правительство для издания в установленном порядке». То же касается и ставок экологического сбора, добавил Гизатулин. «Высшая школа экономики, которая считала эти ставки, завершила свою работу. Надеюсь, что на днях будут представлены результаты. Но могу сейчас сказать, что ставки получились средние – они устраивают как производителей, так и тех, кто будет занят переработкой отходов».
Против введения моратория на экологический сбор выступил руководитель Московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. «Вводить нормы разработки субъектами РФ территориальной схемы и при этом откладывать введение экологического сбора для утверждения нормативов катализации – странно и опасно. В результате многие субъекты РФ, в том числе и Москва, лишатся основного источника финансирования для модернизации в виде средств от экологического сбора. Их расходами предусмотрено софинансирование региональных программ в области обращения с отходами», – отметил он.
«С одной стороны, отрадно, что правительство пошло навстречу бизнесу, – рассуждает Неверов. – Но, с другой – возникают опасения, что цивилизованный рынок переработки и утилизации отходов в РФ появится еще нескоро». Экологический омбундсмен считает, что логично было бы создать в стране утилизационный фонд: «Производители и так закладывают свои расходы на утилизацию в стоимость товара. Но эти средства могли бы автоматом перечисляться в бюджетный буфер, а уже непосредственно переработку отходов и мусора оплачивали бы из казны».
Гендиректор юридического центра промышленной экологии Дмитрий Мишуков отмечает запутанность российских экологических норм. Природоохранное законодательство создает для предприятий существенные проблемы. В качестве примера Мишуков привел лицензирование обращения с отходами. С 1 января 2015 года действует закон, предусматривающий шесть лицензируемых видов деятельности и устанавливающий, что имеющиеся лицензии утратят силу с 1 июля 2015 года. «Получение новой лицензии – дело весьма непростое. Проблема была разрешена за два дня до установленного срока утраты лицензий. При этом новый порядок лицензирования пока так и не утвержден», – напоминает Мишуков.
«Законодатели и регуляторы пытаются придать «мусорному» бизнесу цивилизованный вид, – полагает Неверов. – Самым диким выглядит сейчас вывоз так называемых твердых бытовых отходов (ТБО). Задача предпринимателя, специализирующегося на ТБО, – просто загрузить мусор и вывезти его на ближайшую свалку. Для крупных мегаполисов мусорные полигоны – это катастрофа. А многие отходы – особенно ртутьсодержащие или те же батарейки – просто смертельно опасны».
Закон позволяет производителям потребительских товаров утилизировать упаковку и старую технику самостоятельно. «Главная сложность в том, что мощности по переработке есть, а системы сбора и сортировки для нее нет, – говорит гендиректор «Центра содействия экологическому предпринимательству» Ольга Тарасова. – Отслужившие товары без сортировки уходят на полигоны твердых бытовых отходов. Нет в России и статистики обращения с отходами».
«Планируемые неналоговые экологические сборы безусловно являются дополнительной нагрузкой на промышленные предприятия, однако это необходимый и действенный экономический инструмент, используемый в мировой практике. Вместе с тем, его результативность во многом зависит от наличия эффективного работающего механизма перераспределения полученных средств на стимулирование развития предприятий - переработчиков отходов и современных технологий обращения с отходами, который в настоящий момент не отработан. В результате сейчас ни одна из сторон (производители и переработчики) в большинстве своем не готова к подобным изменениям, а значит и эффект от них будет слишком малозначительным. В то же время, начинать с чего-то надо. Ведь откладывать можно до бесконечности. Для начала нужно выработать такой механизм и опробовать его на пилотном регионе, чтобы убедиться в его работоспособности», - добавила Тарасова.
Систему переработки отходов не могут создавать самостоятельно ни бизнес, ни государство – участвовать в ней должны все вместе: регулирующие органы, предприниматели и в том числе население, считают опрошенные «НГ» эксперты.