Данные Государственного статистического управления Китая
Затянувшееся падение на биржах Китая свидетельствует о серьезных проблемах экономики страны. Китай сообщил о новом замедлении инвестиций, которое продолжается четыре года подряд. Недавно инвестиции в основной капитал увеличивались на 20% ежегодно, а сегодня эти темпы снизились вдвое. Темпы оттока капитала из КНР превысили 300 млрд долл. в год. Новое ухудшение экономической ситуации в Поднебесной грозит снижением спроса на товары экспорта из РФ и даже сворачиванием совместных проектов.
Китайские власти опасаются инвестиционного голода в условиях вялого внутреннего спроса и переизбытка производственных мощностей. Поэтому решено увеличить финансирование целевых проектов и наладить более тесное сотрудничество с частными инвесторами.
Об этом, как передает агентство «Синьхуа», сообщил вчера глава Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Сюй Шаоши. Особые надежды китайское правительство возлагает на вложения в инфраструктурные проекты.
О затухании инвестиционной активности в Китае можно судить по сводкам государственного статистического управления КНР. За январь–август 2015-го инвестиции в основной капитал выросли в Китае на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Это один из самых низких показателей за последние полтора десятилетия.
Общая тенденция к замедлению притока инвестиций в основной капитал наблюдается в Китае с июля 2011 года. Если, например, в 2009-м рост инвестиций составлял в годовом выражении в среднем около 30%, то в 2011 году рост замедлился до 25%, а за следующие несколько лет – уже до 15%.
Сейчас инвестиционное замедление усугубляется значительным оттоком капитала из КНР и сокращением международных резервов. По оценкам J.P. Morgan Chase & Co, с конца третьего квартала 2014 года по 30 июня 2015-го из Китая утекло около 340 млрд долл. Точных данных об оттоке капитала из КНР практически нет, инвесторы используют сложные схемы вывода средств.
В минувший понедельник агентство Bloomberg, ссылаясь на Народный банк Китая, сообщило, что в августе произошло рекордное за последние три года месячное сокращение международных резервов КНР: резервы сократились почти на 94 млрд долл. – до 3,557 трлн долл.
В Пекине заметили, что в последнее время почти каждая новость об очередной статистической сводке КНР вызывает у международных наблюдателей тревогу. В частности, как пишет официальное издание КНР «Жэньминь жибао», «рынок беспокоит, что истощение валютных резервов связано с существенным оттоком капитала». Китайские экономисты, опрошенные изданием, решили опровергнуть эти опасения. Они назвали происходящее лишь «некоторой утечкой капиталов», а вовсе не массовым оттоком, и подчеркнули, что это «нормальный процесс регулирования рынка».
«Во-первых, массовым оттоком считается утечка триллионов за очень короткое время, однако в настоящее время отток не такой существенный. Во-вторых, не происходит массового оттока иностранных инвестиций: по последним данным Министерства коммерции КНР, иностранные инвестиции по-прежнему поступают в реальный сектор китайской экономики», – поясняют в Институте международных финансов и бизнеса Университета Цзинань.
В институте добавили: «Нынешний отток капитала связан с поощрением китайских предприятий к выходу вовне, а также строительством Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Таким образом, Китай принимает активное участие в распределении мирового капитала, а не ведет к массовому оттоку капитала».
Впрочем, российские эксперты не торопятся поддерживать оптимистичный настрой китайских экономистов. «Замедление притока инвестиций в реальный сектор экономики Китая – это действительно тревожный сигнал, учитывая, что экономика Поднебесной достаточно плотно закрыта от внешнего влияния. Деньги выводятся сложнейшими путями, процессы растянуты во времени, и это означает, что системный кризис назрел давно, еще до того, как власти Китая рассказали об этом миру», – комментирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Хотя, как говорит аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин, несмотря на некоторые опасения, инвестиции в основной капитал в ближайшие годы в любом случае будут в КНР расти, но так же «будет расти и их неэффективность». «Проблемы китайской экономики носят структурный характер. В стране построено слишком большое количество производственных мощностей, которые становится бессмысленно расширять без увеличения их эффективности и развития сектора услуг, то есть без той самой ориентации на внутренний спрос, о которой долгое время идут разговоры», – добавляет Нигматуллин.
Эксперты неоднозначно оценивают риски от замедления китайской экономики для России и для мира в целом. Как замечает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа, «многие глобальные фонды делали ставку на сильный экономический рост в этой стране, а его, похоже, не происходит». «Риски, связанные с грядущими китайскими реформами, столь велики, что затрагивают не только КНР, но и мировую экономику в целом и Россию в частности, – продолжает Тимур Нигматуллин. – Стоит напомнить, что Китай – второй в мире потребитель сырой нефти после США, он обеспечивает треть роста мирового ВВП».
Но некоторые эксперты оценивают ситуацию более оптимистично. В частности, Анна Бодрова считает, что «российско-китайским отношениям мало что угрожает, денег у Поднебесной достаточно для реализации намеченных проектов». По мнению эксперта, риски обозначатся только в том случае, если массовая утечка капитала из Китая спровоцирует долгосрочное торможение экономики, ограничив ее рост 5,5–6,5% ВВП в год. «Тогда наиболее затратные совместные проекты будут замораживаться», – поясняет Бодрова и указывает на низкую вероятность такого развития событий. Уточним: сейчас экономика КНР растет в среднем на 7% в год.