Качество услуг по уходу за пенсионерами в России пока вызывает опасения. Фото Reuters
Население России стремительно стареет. По прогнозам Росстата, к началу 2021 года доля лиц пенсионного возраста вырастет с нынешних 23 до 26%, а их численность составит почти 40 млн человек. Многие эти граждане нуждаются в поддержке, которую не способно обеспечить государство. Отсюда возникла идея привлечения бизнеса, в том числе и в дома престарелых. Пока на долю зарегистрированного бизнеса в соцсфере приходится не более 1,5%, а большая часть таких организаций все еще трудится в серой сфере, где качество предоставляемых услуг вызывает большие вопросы. Стимулом для бизнеса должны стать налоговые льготы, полагают в Минтруде. При этом сферы приложения усилий бизнесменов должна определить специальная Государственная стратегия РФ по поддержке пожилых граждан. Список налоговых льгот для предпринимателей уже утвержден, а сама стратегия – еще нет.
Проект стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста разрабатывается Минтрудом с августа прошлого года, после соответствующее поручение дал ведомству президент РФ Владимир Путин. Однако до сих пор окончательный вариант документа не принят. В конце июня о необходимости доработки предложенного варианта высказались в Общероссийском народном фронте (ОНФ). Во вторник о необходимости продолжить работу над стратегией высказался координатор социальной платформы «Единой России» Сергей Железняк. «Наша задача – совместными усилиями максимально проработать предлагаемый вариант стратегии и внести в документ необходимые дополнения», – сказал парламентарий на заседании партийной платформы в Госдуме.
Министерская стратегия выделяет несколько возрастных групп, определение которых расходится с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Так, ВОЗ делит население на три возрастные группы: пожилой возраст (от 60 до 73 лет), старческий возраст (от 74 до 89 лет) и долгожители (старше 90 лет). Проект же Минтруда ранжирует граждан пожилого возраста несколько иначе: граждане младшего пенсионного возраста (женщины 55–64 лет и мужчины 60–64 лет), граждане среднего пенсионного возраста (с 64 до 80 лет) и граждане старшего пенсионного возраста (лица старше 80 лет).
Чиновники хотят включить пожилых россиян в активную жизнь за счет повышения финансовой и компьютерной грамотности, а также мотивации продолжать работу. Одновременно стратегия предполагает расширение форм социального обслуживания пожилых и увеличение доступности для них медицинской помощи.
Сколько на все эти благие начинания потребуется бюджетных денег – авторы проекта пока не уточняют. Однако в тексте стратегии определяется, что одним из основных источников финансирования станут внебюджетные средства, привлеченные из страховых, благотворительных и частных фондов. В частности, напоминают в Минтруде, с января текущего года в силу вступил федеральный закон о нулевой ставке по налогу на прибыль для предприятий в сфере социального обслуживания. По мнению главы Минтруда Максима Топилина, это налоговое новшество должно стимулировать появление бизнеса в социальной сфере. «Такого никогда раньше не было. Мы исходим из того, что это простимулирует частный капитал», – подчеркивал он в конце июля на конференции в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Помимо нулевой ставки по налогу на прибыль, по мнению Топилина, инвестиции в социальную сферу со стороны малого и среднего предпринимательства придут за счет введения закона о государственно-частном партнерстве, упрощении санитарных норм (СанПин) для организаций здравоохранения и социального обслуживания. «Это позволит сократить издержки инвесторов по предоставлению социальных услуг», – указывается в тексте стратегии. Кроме того, в Минтруде рассчитывают привлечь частные инвестиции за счет субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым на строительство объектов соцобслуживания. Тем самым, пояснили «НГ» в Минтруде, уже принятые нормативные акты создали законодательную основу для развития негосударственных предприятий.
Пока немногие эксперты уверены, что подобные новшества изменят отношение бизнеса к социальной сфере. В стране появляются предприятия, ориентированные на социальную сферу. «Однако их не так много, как хотелось бы», – отмечает директор департамента социально ориентированных проектов Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский. По его словам, не все регионы обращаются за федеральным субсидированием. «Либо они не находят предпринимателей, либо бизнес не устраивают предоставляемые условия», – сообщал он. По словам эксперта, серьезной проблемой также является доступность денежных ресурсов. «Мелким предпринимателям, которые ориентируются на рентабельность в 10–15%, сложно построить такую финансовую модель, которая бы позволяла тратить огромные средства на аренду или покупку помещения для работы», – заключил Яблонский.
В настоящий момент доля бизнеса в сфере оказания социальных услуг в России совершенно незначительна, напоминала в конце июля зампредседателя Совета Федерации Галина Карелова. «Доля негосударственных соцуслуг в сфере социального обслуживания на начало 2015 года составляла 1,5%. Это свидетельствует о том, что бизнес в социальную сферу пока по-настоящему не пришел и участвует очень скромно», – утверждает она. На Западе же эта цифра в среднем составляет 10%. «Есть страны, где она доходит до 40%», – замечает Карелова.
В принципе бизнес уже сейчас готов предоставлять услуги в социальной сфере. Другой вопрос каким будет качество этих услуг. Зачастую подобные частные дома престарелых работают в серой зоне, а предоставляемые в таких организациях услуги далеки от идеала. Стоит вспомнить один из недавних громких случаев, когда во Владимирской области в подобном частном пансионате заморили голодом восьмерых пенсионеров. Остальные, а это почти 20 человек, сразу после вызволения из учреждения были отправлены в больницу с истощением, сообщали местные СМИ.
Эксперты, опрошенные «НГ», также сомневаются в эффективности предложений Минтруда. Есть ряд факторов, которые существенно ограничивают интерес бизнеса к социальной сфере: высокий инвестиционный риск, низкая рентабельность услуг, ограниченный доступ к кредитным ресурсам», – перечисляет замгендиректора «ФинЭкспертизы» Ильгиз Баймуратов.
«Социальная сфера всегда была наиболее сложной для инвестиций и требовала поддержки со стороны государства», – указывает председатель комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса Сергей Орлов. Сейчас же в России время для инвестиций крайне непростое, и это касается всех областей. По мнению эксперта, озвученных Минтрудом мер для привлечения инвесторов в социальный сегмент явно недостаточно. «Например, такие организации, как дома престарелых и центры реабилитации, вполне можно было бы освободить от уплаты НДС», – предлагает он.
Главное – это наличие платежеспособного спроса на подобные услуги, продолжает замдиректора Института социального анализа Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Назаров. «Когда в стране продолжают падать доходы населения, а безопасность ведения бизнеса вызывает вопросы, наличие или отсутствие нулевой ставки по налогу на прибыль не имеет определяющего значения для прихода бизнеса в социальный сегмент», – утверждает он.
Введение нулевой налоговой ставки по отдельным категориям предприятий может снизить налоговые доходы в регионах, замечает старший аналитик компании FOREX CLUB Алена Афанасьева. «Подобная инициатива хотя и может заинтересовать бизнес, выглядит малопривлекательно для самих регионов», – поясняет она. Условия применения нулевой ставки достаточно жестки, напоминает гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Одно из ограничений – численность работников в организации должна быть не менее 15 человек. Это довольно много. А если организация маленькая, то льгота на нее уже не распространяется. Иными словами, поддержка оказывается тем, кто уже имеет деньги на то, чтобы платить зарплату 15 сотрудникам прямо с момента основания организации», – поясняет эксперт.
В результате, резюмирует Баймуратов, ждать активного участия бизнеса в социально ориентированных проектах в настоящий момент не приходится, несмотря на их несомненный потенциал. А раз возможность привлечения частных инвестиций в сектор в существующих реалиях остается под большим вопросом, то государство может вернуться к идее нового налога – на уход для пожилых граждан. Всего несколько лет назад в правительстве предлагали ввести специальное страхование на случай, если в старости кому-либо понадобится дополнительный уход. Предполагалось, что такой тариф мог составить порядка 2% от заработка россиян. Причем, как заявлял тогда теперь уже бывший замминистра соцразвития Юрий Воронин, система должна была быть солидарной. «Платить будут все, а пользоваться только те, кому необходимо», – сообщал он.