Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев поддерживает оптимизм населения России с помощью экономических прогнозов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Министры, которые недавно доказывали невозможность снижения нефтяных цен ниже 90 долл., сегодня уверяют граждан в скором начале экономического роста. Главными аргументами для них сегодня стали рассуждения о неизбежном «отскоке» и достижении «хрупкого дна». Все чаще повторяются прогнозы об улучшении ситуации через год-два. Именно такие сроки называл президент Владимир Путин в декабре прошлого года во время предыдущего валютного кризиса. Между тем падение экономики ускоряется, что вынуждает пересматривать официальные прогнозы в сторону ухудшения.
Падение ВВП России в июле 2015 года, по оценке Минэкономразвития, ускорилось с 4,2 до 4,6% из-за высокой базы июля прошлого года. Об этом сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев журналистам во вторник в Куала-Лумпуре. По его словам, российская экономика нащупала «хрупкое дно».
При этом Минэкономразвития ухудшило прогнозы падения российского ВВП в 2015 и 2016 годах. Ожидаемая глубина спада в 2015 году теперь увеличена с 2,8 до 3,3%. Улюкаев не стал комментировать точный прогноз по 2016 году, отметив, что предыдущий прогноз роста в 2,3% пересматривается в сторону незначительного понижения и он ожидает роста в следующем году в интервале от 1 до 2%. Прогноз МВФ в отношении перспектив роста российского ВВП в 2016 году на уровне 0,2% министр назвал слишком пессимистичным.
Близкие оценки текущих темпов падения приводят и экономисты Внешэкономбанка (ВЭБ). Правда, с выводом о достижении дна они не соглашаются. По оценкам ВЭБа, снижение российского ВВП в июле 2015 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года сохранилось на уровне июня – 4,4%.
С января по июнь сезонно выравненный ВВП сократился на 4,6%. В июле некоторая пауза в ускоряющемся падении была связана с возобновлением роста промышленного производства (0,2%), розничной торговли (0,1%), транспорта (0,7%) и сельского хозяйства (0,9%). Отрицательную динамику показали строительство (минус 0,9%), инвестиции (минус 1,2%) и платные услуги (минус 0,3%) – сообщают в ВЭБе.
При этом зампредправления ВЭБа Андрей Клепач считает, что еще рано говорить, что экономика достигла нижней точки, поскольку «большинство позитивных факторов, наблюдаемых в июле, можно рассматривать как временные». «Снижение цен на нефть и новая волна ослабления курса могут вновь усилить инфляцию. Это ухудшит покупательную способность населения и ограничит возможности восстановления потребительского спроса», – говорит Клепач. По его словам, падение инвестиций и строительства только набирает темп, а норма сбережений населения продолжает расти, свидетельствуя о низкой потребительской уверенности.
Положительный вклад бюджетного спроса в оставшиеся месяцы года сменится на отрицательный, считает Клепач. В первые семь месяцев 2015 года расходы федерального бюджета были выше, чем в прошлом году, почти на 19%. Но в оставшиеся до конца года месяцы бюджетные расходы будут меньше прошлогоднего уровня на 10% и более.
У государственных бизнесменов сохраняется пессимизм и в отношении будущего национальной валюты.
Глава ВТБ Андрей Костин заявил вчера, что потребуется несколько лет для формирования тенденций к укреплению рубля. И состояться это укрепление может только при условии подорожания нефти.
«Я думаю, что какой-то отскок может довольно быстро произойти. Но в целом, наверное, потребуется год-два, а может быть, и больше, для того чтобы появились тенденции, которые бы способствовали дальнейшему укреплению рубля», – заявил Костин на телеканале «Россия 24». «Я думаю, как только стабилизируются и начнут подниматься цены на нефть, появятся и объективные причины для укрепления курса национальной валюты», – уточнил Костин.
Слова Костина про отскок, нефть и рубль это точный пересказ прошлогодних прогнозов президента Владимира Путина, которые он сделал на пике прошлого валютного кризиса 18 декабря.
«Отскок в плюс, последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежны как минимум по двум причинам. Во-первых, рост мировой экономики будет сохраняться, темпы снижаются, но рост точно будет сохраняться. Экономика будет расти. И наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации», – сообщил президент. «Сколько на это потребуется времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два», – сказал Путин. По его словам, экономический рост в России «неизбежен в том числе и потому, что внешняя экономическая конъюнктура будет меняться; с ростом мировой экономики потребуются дополнительные энергетические ресурсы».
Многие независимые российские эксперты также не видят причин для укрепления рубля.
«Существенное ослабление рубля не предполагает быстрого восстановления, особенно на фоне очень слабой динамики цен на нефть. Реальные предпосылки укрепления рубля действительно только предстоит создать», – сказал аналитик холдинга «Финам» Антон Сороко.
«Рубль обозначил границы коридора, в котором он будет двигаться в ближайшие полгода – от 50 до 70 руб. за доллар», – считает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. По его словам, РФ ждет период стагфляции – низкого экономического роста – и инфляции, превышающей 15–20% годовых.
При этом эксперты пока не предполагают масштабной долларизации российской экономики или резкого сокращения доли рублевых вкладов.
«Возврата к долларизации в буквальном смысле не будет», – считает начальник управления компании «Фридом финанс» Георгий Ващенко. «Вкладчики банков очень инертны. А клиенты Сбербанка, на долю которого приходится более половины всех депозитов, самые инертные. Прошлой зимой курс был таким же, как сейчас, а банки предлагали ставки по 20% годовых и выше. Сейчас же ставки почти наполовину снижены, но особого оттока это не вызывает. Если банкиры заметят отток, они будут повышать процентную ставку по вкладам в рублях», – отмечает Ващенко. По его словам, при цене на нефть около 50 долл. спад ВВП продолжится.
«Состояние экономики таково, что никакого повода для оптимизма нет», – признает гендиректор компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. Значительного роста нефтяных цен не ожидается. «А никаких других причин укрепления рубля сейчас нет и в обозримом будущем не появится», – говорит эксперт.