Программы оздоровления в фитнес-центрах могут стать новым предметом госконтроля. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера открытое правительство запустило портал «контроль-надзор.рф», который должен поднять эффективность госнадзора и одновременно уменьшить давление на бизнес. Сами предприниматели считают, что чиновники готовы контролировать буквально любой бизнес и постоянно расширяют сферу своего надзора. Новыми объектами «шефства» государства в России могут стать оздоровительные фитнес-программы и выездные лекции бизнес-тренеров.
Сайт «контроль-надзор.рф» посвящен проекту нового закона о госконтроле, который разработан Минэкономразвития. Эксперты полагают, что документ слишком подробно описывает основания для поиска нарушений бизнеса, а о том, например, как можно контролировать работу чиновников и госорганов – всего одна короткая статья. Кроме того, в законопроекте не перечислены виды бизнеса, которые могли бы обойтись без госконтроля. Кажется, что такого бизнеса в России скоро просто не останется.
Так, недавно союз потребителей «Росконтроль» вместе с чиновниками провел пробный контроль фитнес-клубов Москвы. И эта проверка выявила множество проблем, за решение которых с удовольствием возьмутся чиновники. Будущих контролеров взволновала низкая квалификация фитнес-тренеров, плохое состояние спортивного оборудования, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в помещениях. Беспокоит потенциальных контролеров отсутствие естественного освещения, плохая работа системы вентиляции, состояние бассейнов, душевых и т.д. Так что теперь и владельцам фитнес-центров для продолжения их деятельности предстоят дополнительные расходы.
По словам председателя совета «Росконтроля» Алексея Медникова, сейчас вопросы безопасности и качества оказываемых фитнес-центрами услуг находятся в руках их владельцев: «Государственный контроль в виде обязательной сертификации услуг был отменен в России в 2003 году. Правильно ли это было сделано? Большой вопрос. Считаю, что государство должно как можно дальше отходить от регулирования деятельности добросовестного бизнеса. Но недобросовестный должен нести максимальную ответственность, и это функция государства».
Казалось бы, фитнес – это та сфера, где потребитель сам в состоянии разобраться в качестве предоставляемой услуги, голосуя своим рублем. Хочет качать пресс более бюджетно, закроет глаза и на вентиляцию, и на не слишком выдающегося тренера. Заметил, что в бассейне грязная вода – пожалуйста, висит информационный стенд с перечислением телефонов всех санитарных «кураторов» – вплоть до Роспотребнадзора.
Лучший контроль для малого и среднего бизнеса в сфере услуг – сам потребитель, согласна экс-глава Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства Ирина Хакамада: «Для целого ряда бизнесов достаточно разовых ежегодных проверок со стороны госорганов. И не полицейских или чиновников из префектур, а именно способных выявить нарушения в финансах, лицензировании, санитарном состоянии. Несмотря на периодические высказывания руководителей, что надо прекратить «кошмарить» бизнес, у нас налицо перекос: коммерческие структуры одолевают проверками, а госмонополии и госкорпорации контролируются недостаточно». Сама же Хакамада предпочитает сегодня сферу выездных семинаров-тренингов, до которой пока еще не дотянулись чиновники-контролеры.
Недовольны нынешним уровнем и качеством надзора и в бизнес-организации «Деловая Россия». Общественный омбудсмен в сфере контрольно-надзорной деятельности Михаил Розенфельд называет длинный список контрольно-надзорных органов, часто предъявляющих избыточные требования к бизнесу. В этот список бизнес-омбудсмен включил Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Государственная инспекция труда, управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Росстандарт и налоговые органы.
«Предприниматели отмечают большое число внеплановых и «встречных» проверок, непомерные штрафы, некомпетентность проверяющих. Считается избыточным автоматическое ограничение на расчетный счет проверяемого подконтрольного субъекта до полного выяснения всех обстоятельств предмета проверки, что препятствует работе предприятия. Государственный контроль подчас носит формальный и бессистемный характер. Контроль, как указывают опрошенные, не ликвидирует причину возникновения несоответствия установлению требования, из-за чего несоответствия возникают вновь», – сказал Розенфельд. По его словам, внутри ведомств негласно до сих пор сохраняются планы по штрафам. И общее число проверяющих постоянно растет: «Происходит расширение перечня видов контроля (надзора), которые полностью или частично изымаются из сферы деятельности 294-ФЗ. Это означает, что закон о защите прав предпринимателей на эти сферы деятельности не распространяется. И гарантий защиты у предпринимателей практически нет.
Если к списку проверяющих, согласно новому законопроекту, добавятся еще и чиновники на местах, то про легальный малый бизнес можно будет только вспоминать . «При такой модели средний класс в ближайшие два-три года вообще будет уничтожен», – предупреждает Хакамада.
Между тем федеральное правительство периодически демонстрирует озабоченность растущим давлением на бизнес. Некоторые подвижки в упорядочении проверок для бизнеса все-таки появились. Так, президент Владимир Путин подписал закон о введении надзорных каникул для малого бизнеса на три года (см. «НГ» от 15.06.15). С 1 июля в России заработал единый реестр проверок предпринимателей, оператором которого стала Генеральная прокуратура (см. «НГ» от 11.06.15). Но одновременно появляются и новые законопроекты, которые наделяют правом дополнительного контроля госструктуры.
«Отказываться от защиты законных интересов граждан для облегчения ведения предпринимательской деятельности нельзя. Речь должна идти о разумном балансе между ними. Представляется, что выражения «тотальный контроль», «излишняя опека» являются эмоционально окрашенными. Главная цель государственного и муниципального контроля – обеспечение соблюдения обязательных требований – не подлежит сомнению. Вместе с тем механизмы контроля и надзора нуждаются в совершенствовании», – отметила помощник главы Минэкономразвития Елена Лашкина.
Она добавила, что ежегодный план проверок согласовывается с органами прокуратуры и находится в свободном доступе в Интернете. Установлен интервал между проверками – по каждому виду контроля или надзора проверка конкретного субъекта предпринимательской деятельности проводится не чаще, чем один раз в три года. Установлен закрытый перечень случаев, при которых возможно проведение внеплановых проверок, при этом их проведение возможно только по согласованию с органами прокуратуры. Также закреплен перечень грубых нарушений, позволяющих признать недействительными результаты проведенной проверки.
«Также важным новшеством является признание и развитие рискориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, который был законодательно закреплен нормами ФЗ-246. Суть данного подхода заключается в предварительной оценке объектов контроля, разделении их по определенным группам, в зависимости от риска нарушения обязательных требований и тяжести возможных негативных последствий от такого нарушения. В зависимости от группы риска должна определяться интенсивность проведения проверок. Для групп с высоким риском нарушений и тяжелыми возможными негативными последствиями необходима более интенсивная степень контроля», – отметила Лашкина.
В МЭРТ пояснили, что «для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, не допускающих нарушений обязательных требований, интенсивность контрольно-надзорных мероприятий снизится». «Использование систем управления рисками позволит решать вопросы оптимизации системы органов государственного и муниципального контроля, сокращать бюджетные расходы на контрольно-надзорную деятельность», – подытожила Лашкина.