Тяга к эмиграции может оказаться заразной. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Еще недавно социологи уверяли, что в России чемоданные настроения сменились резко возросшим чувством патриотизма. Теперь, получив новые данные опросов, они невольно сами себя опровергают. Как сообщил в конце минувшей недели Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян называют эмиграцию важной проблемой для страны, при этом почти каждый четвертый заметил, что сейчас стало больше, чем было несколько лет назад, людей, уезжающих из России в другие страны на постоянное место жительства. Правда, похоже, участники опроса ориентировались не на свой круг общения, а на новости об эмиграции известных персон.
Эмиграция – важная проблема для России. Об этом сообщило большинство (65%) из 1600 россиян, опрошенных ВЦИОМом. Никакой особой проблемы в эмиграции не видят около 30% респондентов. Остальные затруднились с ответом.
Почти каждый четвертый (24%) заявил, что за последние несколько лет людей, уезжающих из России в другие страны на постоянное место жительства, стало больше. Год назад так считали 18% опрошенных.
О том, что численность эмигрантов с годами не изменилась, сейчас говорят 32% граждан против 42% респондентов год назад. О сокращении эмиграционного потока в этом году сказали 23% граждан – примерно столько же (24%) было и в прошлом году. Остальные не определились с ответом.
По мнению россиян, из страны уезжают в основном активные молодые образованные люди – наиболее успешные и перспективные, работающие в частном секторе и уже имеющие определенный достаток. Нередко это представители творческих профессий. Как считают участники опроса, именно среди таких граждан больше всего «не одобряющих деятельность президента». Но не только политические мотивы побуждают их задуматься об эмиграции. Как следует из объяснений гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, также все больше сказывается экономическая ситуация.
Еще недавно социологи придерживались совершенно иного мнения. В один голос они утверждали, что чемоданные настроения вдруг пошли на спад. Так, если в 2011 году Институт социологии РАН с тревогой сообщал, что желающих уехать из страны на стажировку, временные заработки или постоянное место жительства стало более 50% против 44% в 2001-м, то уже в этом году многие исследовательские центры начали публиковать прямо противоположные данные.
Например, исследовательский холдинг «Ромир» вдруг выяснил, что число тех, кто думает об эмиграции, сократилось за последние несколько лет почти в четыре раза: с 31% в сентябре 2012 года до 8% в апреле 2015-го. Левада-Центр узнал, что хотели бы уехать за границу на постоянное жительство весной этого года лишь 12% опрошенных против 22% потенциальных эмигрантов в 2013 году (см. «НГ» от 22.06.15).
Эйфория от присоединения Крыма, противостояние общему врагу в лице Запада, принявшего антироссийские санкции, и даже сам по себе экономический кризис, который нужно переждать, – все это, как утверждали буквально несколько месяцев назад социологи, сплотило россиян: даже тот, кто хотел уехать, передумал. Новый всплеск эмиграционных настроений возможен лишь через полтора-два года – говорил журналистам весной этого года директор Левада-Центра Лев Гудков.
Небольшой всплеск случился все же раньше. «Динамика эмиграции из России в последние годы очень ломаная: в прошлом году она резко упала, в этом поднялась, но не достигла уровня 2013 года. Если на 2013 год приходился локальный минимум социальных настроений, то год спустя мы уже зафиксировали их исторический максимум, связанный с присоединением Крыма и общим патриотическим подъемом. Сегодня дают о себе знать экономические неурядицы и последствия конфликта с Западом», – поясняет Валерий Федоров.
Правда, похоже, рассуждая о растущей эмиграции, участники опроса ориентировались все же не на свой круг общения, а на общий информационный фон. Ведь, чтобы хоть как-то оценить динамику эмиграции, многие респонденты должны были бы иметь в своем круге общения как минимум по два-три друга или родственника, ежегодно уезжающих за рубеж на постоянное место жительства. И если в какой-то год из их круга общения вдруг стало бы уезжать больше знакомых, тогда можно было бы говорить о резком скачке эмиграции. Обычно же у рядовых граждан круг общения не настолько широк, информацию об эмигрантах они черпают скорее всего из СМИ.
Так, ВЦИОМ обращает внимание, что, согласно проведенному компанией «Медиалогия» контент-анализу российских СМИ, самыми заметными событиями в контексте «эмиграции» за год стали мартовские сообщения о возможном отъезде Ксении Собчак, июньские новости об основателе фонда «Династия» Дмитрии Зимине, июльские сообщения о переезде в Украину Марии Гайдар. Также на слуху переезд за границу основателя социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова. Добавим, что также в кругах экономистов обсуждалась эмиграции Константина Сонина и Сергея Гуриева, в кругах художников и галеристов – Марата Гельмана.
По статистическим сводкам Росстата выяснить со 100-процентной точностью, сколько именно граждан уезжает из России в другие страны на постоянное место жительства, а сколько лишь на обучение, стажировку, временные заработки или на отдых, нельзя, можно лишь примерно оценить потоки.
Так, по данным Росстата, больше всего уезжает из России граждан в страны СНГ, прежде всего в Узбекистан и Таджикистан. Но точно так же именно из стран СНГ больше всего приезжает в Россию. Более того, поток приезжающих из СНГ в Россию перекрывает поток уезжающих из РФ в СНГ. Очевидно, в этом случае статистика фиксирует циркуляцию трудовых мигрантов, многие из которых, видимо, оседают в России.
Однако есть страны, в которые из России каждый год уезжает граждан больше, чем из этих стран возвращается в РФ. И можно предположить, что среди таких, условно говоря, «невозвращенцев», как раз «прячутся» от статистики эмигранты. Речь идет прежде всего о таких странах дальнего зарубежья, как Германия, США, Канада, Финляндия. Причем, как следует из сводок Росстата, за январь–май 2015-го по сравнению с январем–маем 2014-го потоки уезжающих в некоторые из этих стран увеличились: в США – почти на 5%, в Финляндию – почти на 13%. Хотя поток уезжающих в Германию за год снизился на 4%, а Канаду – на 24,5%.
Как пояснил «НГ» ведущий аналитик фонда «Общественное мнение» Григорий Кертман, побуждают россиян задуматься об эмиграции самые разные факторы: «Допустим, потребность в профессиональной, творческой самореализации». Такие мотивы могут быть, например, у ученых. «Более редкий вариант – эмиграция как политический протест», – говорит эксперт.
Социолог признает, что кого-то побуждают уехать и экономические факторы. Однако он подчеркивает: «Многое зависит от индивидуальной ситуации, профессии человека, от его представлений о внешнем мире, о собственных шансах на трудоустройство и адаптацию в другой стране». Кертман также замечает, что бывают случаи, когда человек вовсе не хочет навсегда переезжать в другую страну, однако он вынужден это сделать, если хочет и дальше работать по своей профессии, потому что на родине его умения не востребованы. Хотя, как замечает социолог, «это, конечно, не массовый случай».