Жителям Подмосковья стало гораздо удобнее обращаться за услугами в многофункциональные центры. Фото с сайта www.odin.ru
В Подмосковье активно распространяется сеть многофункциональных центров (МФЦ) оказания государственных и муниципальных услуг. На данный момент в регионе насчитывается 67 таких центров, а к концу года их станет 89. МФЦ оказывают десятки различных услуг, особое место среди которых занимают услуги Росреестра.
Так, за первые пять месяцев текущего года количество обращений за услугами ведомства через многофункциональные центры составило более трети от всех поданных в МФЦ заявлений. Например, в Одинцовском районе число заявлений за это время выросло в 20 раз и составило почти половину от всех обращений в службу одного окна.
В МФЦ можно получить такие услуги, как оформление права на недвижимое имущество, осуществление сделок с недвижимостью, получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества переведен в электронный вид, и в МФЦ можно получить сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).
К настоящему времени все услуги Росреестра в полном объеме оказываются в 48 МФЦ – это 72% от общего количества центров в Подмосковье. На данных территориях получить услуги ведомства можно только в МФЦ: подразделения самого ведомства перестали их оказывать, полностью переведя в многофункциональные центры. Это не относится к приему по предварительной записи в территориальных отделах Регистрационной и Кадастровой палат.
Начиная с IV квартала 2013 года, жители Подмосковья в общей сложности 1,326 млн раз обращались за услугами Росреестра в МФЦ. Статистика показывает, что год от года количество обращений растет. Более того, запрос граждан на получение таких услуг в МФЦ увеличивается буквально в разы.
Так, одна из самых востребованных услуг – государственная регистрация права на имущество. В 2013 году в МФЦ по этому поводу обратились всего 11,3 тыс. жителей Московской области. В следующем году их количество увеличилось до 166,2 тыс. А только за первую половину 2015 года в МФЦ оказали помощь свыше 348 тыс. граждан, желающих оформить права на имущество. Другими словами, только за последние полгода заявителей стало в 2,1 раза больше, чем за весь 2014 год. При этом количество МФЦ в Московской области за это время не изменилось.
Похожая динамика наблюдается и в сфере обращений жителей за сведениями из ЕГРП: в 2013 году их количество составило 2,5 тыс., в 2014 году – 86,6 тыс., а с января по июнь 2015 года – 158,3 тыс. Таким образом, количество запросов за прошедшее полугодие по сравнению со всем предыдущим годом увеличилось в 1,8 раза. А, например, количество обращений за данными государственного кадастрового учета имущества увеличилось в 5,7 раза. За сведениями ГКН в последние полгода обращались в 1,6 раза чаще, чем за весь 2014 год.
Польза от МФЦ при использовании услуг Росреестра очевидна. Прежде всего, поскольку услуги этого ведомства предоставляются двумя структурами – Кадастровой и Регистрационной палатами, гражданам гораздо удобнее обращаться в одну инстанцию, а не в две. Кроме того, сотрудники МФЦ помогают оформить необходимую документацию при оформлении прав на недвижимое имущество. Поэтому у заявителей нет необходимости обращаться к профессиональным посредникам.
Последний аспект очень важен. «Мы разработали единые стандарты обеспечения деятельности МФЦ и предлагаем строго придерживаться правила: одно обращение – один пакет документов, – рассказал министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев. – В этом случае у профессиональных посредников, которые приносят сразу большое количество пакетов документов, нет возможности существенно ускорить их оформление». Таким образом, обычный гражданин может довольно быстро оформить все необходимые документы в МФЦ, в то время как смысл в работе посредников становится исчезающе мал.
«Мингосуправления Московской области внедряет передовые технологии для сокращения времени ожидания в очереди, – продолжил Максут Шадаев. – Речь идет о предварительном сканировании документов, а также предварительной записи на прием документов от заявителей по государственным услугам, в том числе и услугам Росреестра. Сейчас идет апробация этих механизмов в МФЦ города Одинцова. Причем отсканировать все необходимые документы предлагают сразу же, как только гражданин получил талон записи на данные виды услуг. Следовательно, заявитель попадает к оператору с уже подготовленным пакетом необходимых документов, тем самым существенно сокращается время обработки документов оператором. В идеале предусмотрено, что если документы будут подаваться в электронном виде, то гражданин получает и приоритетное право их оформления». Пока же, заметим, действует временный лимит на услуги Росреестра – 50% от общего времени по предварительной записи через Интернет или в МФЦ.
Отметим, перевод обслуживания госуслуг в МФЦ для Московской области имеет в том числе и денежный резон: регион получает половину госпошлины за оказание услуг Росреестра через МФЦ по 54 территориям Московской области. Объем соответствующих поступлений в областной бюджет за первое полугодие 2015 года, по данным областного Минфина, составил 137,5 млн руб. При этом, по расчетным данным, согласно числу оказанных услуг Росреестра в МФЦ, ожидаемый объем поступлений составляет 388,9 млн руб.