В июне «Турецкий поток» был презентован на Мировом газовом конгрессе в Париже – однако его настоящий путь в Европу может оказаться долгим. Фото Олега Никифорова
И российские власти, и посол Турции в РФ в конце прошлой недели опровергли сообщения о том, что проект газопровода «Турецкий поток» отложен на неопределенный срок. Наоборот, работа продолжается, и официальные переговоры впереди, уверяют они. Правда, урегулирование всех вопросов действительно движется медленно. Как теперь ожидается, президенты России и Турции могут обсудить судьбу газопровода до конца ноября этого года. До этого срока межправительственное соглашение вряд ли будет подписано, говорят эксперты. А значит, 2015 год для строительства «Турецкого потока» можно считать потерянным.
Переговоры по «Турецкому потоку» не зашли в тупик, работа над проектом продолжается, заявил в пятницу посол Турции в РФ Умит Ярдым. В Кремле подтвердили эту информацию. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, главы России и Турции обсудят «Турецкий поток» в ходе осенней встречи. Она может состояться до конца ноября в Казани в рамках Совета сотрудничества высшего уровня.
Министр энергетики РФ Александр Новак также заявил в пятницу, что никаких официальных заявлений или обращений Турции о приостановке проекта не поступало. «Мы продолжаем работу по межправительственному соглашению. И, насколько я знаю, турецкая сторона также продолжает рассматривать этот проект», – сообщил Новак агентству РИА Новости. Он также напомнил, что размер скидки на газ для турецкой Botas уже согласован. «Скидка составляет на сегодняшний день в соответствии с договоренностями, которые обсуждались ранее, 10,25%. Документ по ее предоставлению пока не подписан», – сказал министр.
Впрочем, об этой цифре было известно еще в конце февраля: ее называл и министр энергетики Турции Танер Йылдыз, и – позже – глава «Газпрома» Алексей Миллер. Но Анкара, судя по всему, хочет получить еще более низкую цену на газ, потому не спешит с подписанием бумаг – как нового контракта с «Газпромом», так и межправительственного соглашения по «Турецкому потоку».
Между тем первоначальные планы «Газпрома» по строительству газопровода уже сдвигаются. Компания планировала начать укладку труб в июне этого года и запустить первую нитку «Турецкого потока» в декабре 2016-го. Но старт строительства был отложен, а в июле «Газпром» расторг контракт с итальянским подрядчиком Saipem из-за разногласий «по многим рабочим и коммерческим вопросам» (см. «НГ» от 10.07.15).
При этом, как уточнил в пятницу посол Умит Ярдым, «на этом этапе говорить, что реализация проекта отстает от графика по какой-то причине, некорректно». Главное, что работа продолжается, уверен он. «Для сравнения: с момента принятия решения и до реализации проекта «Голубой поток» прошло пять лет», – напомнил посол. По его словам, «если смотреть на картину в целом, то существуют ожидания наших российских коллег и наши ожидания в отношении действий России».
Ярдым добавил, что официальные переговоры еще не начались, но предварительная работа ведется. «Сейчас необходимо провести работу в плане технического и экономического обоснования, проработать правовой аспект этого проекта», – перечислил посол.
Ранее источники в Минэнерго РФ сообщали РИА Новости, что Россия направила Турции проект соглашения по строительству только одной нитки газопровода, – той, которая предназначена для турецкого рынка. Ее мощность составит 15,75 млрд куб. м газа в год.
Ярдым в пятницу заявил, что такой вариант рассматривается. «Сейчас мы покупаем российский газ через Украину. Если мы сделаем эту линию, то будем получать не оттуда, а напрямую с этой линии. Нас это устроит», – сказал он.
Всего, напомним, «Турецкий поток» предусматривает строительство четырех ниток общей мощностью 63 млрд куб. м в год. По трем из них планируется доставлять газ европейским потребителям.
Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров полагает, что до встречи президентов РФ и Турции никаких прорывных соглашений скорее всего достигнуто не будет. «Сначала в Турции должно быть назначено новое правительство, потом время потребуется для того, чтобы новые министры вошли в курс дела. Сентябрь точно уйдет на переговоры и подготовку документов. А поскольку этот год уже будет фактически потерян, особо не принципиально, состоится ли подписание межправительственного соглашения в октябре или декабре», – рассуждает эксперт.
По словам Нестерова, Турция заинтересована в том, чтобы максимально сбить цену на газ и получить дисконт в том числе за объем поставок, добившись таких же низких цен, как, например, в Германии. Кроме того, Анкара хотела бы получить от «Газпрома» и дополнительные инвестиции в газораспределительную систему. Наконец, Турция, по словам эксперта, находится под сильным давлением США и Европы, которые в первую очередь поддерживают поставки газа из Азербайджана и Туркменистана по южному газовому коридору.
Но, как бы то ни было, для Анкары важен российский проект. «Очевидно, что Турция нуждается в первой нитке «Турецкого потока», потому что понимает: российский газ – конкурентный, дешевый и надежный, в то время как поставки дополнительного газа из Ирака, Кипра, Центральной Азии – это призрачные проекты. Кроме того, став транзитером российского газа, она имела бы больший вес в отношениях с Европой», – говорит эксперт. По словам Нестерова, интересы Турции и России во многом не совпадают, но попытаться их скоординировать и найти компромисс можно.
«Турция не желает быть просто транзитным государством, она хотела бы быть оператором регионального хаба, а не оставлять это «Газпрому». Турция требует большей роли в распределении газа, а также значительной скидки, – поясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин и добавляет: – Европейцы при этом вообще не собираются строить инфраструктуру и покупать российский газ на этом направлении».
Крутихин считает, что об одной ветке «Турецкого потока» стороны, может быть, и договорятся, но для остальных потребителей в Европе это ничего не изменит.