0
6299
Газета Экономика Интернет-версия

29.07.2015 00:01:00

Бизнесмены не спешат открывать предприятия в России

Тэги: малый бизнес, предприниматели, бизнес, новые компании, аналитика


малый бизнес, предприниматели, бизнес, новые компании, аналитика Малому бизнесу пока не слишком комфортно в России, считает Борис Титов. Фото Reuters

Предприниматели в России все чаще предпочитают покупать готовый бизнес вместо того, чтобы создавать новые компании с нуля. К такому выводу пришли бизнес-брокеры, проанализировав рынок малого бизнеса (предприятий с оборотом не более 100 млн руб. в год) за последние несколько лет. При этом те, кто все-таки решает открыть собственное дело, зачастую идут в уже хорошо освоенную торговую нишу. В то время как небольших производственных компаний в стране до сих пор единицы.

Предпринимателям становится все сложнее решиться на создание нового бизнеса: если в 2011 году было открыто 11 тыс. малых предприятий, то в 2014-м – только 7,5 тыс. Такие данные опубликовали аналитики Re: Sale Expert, которые исследовали тенденции на рынке купли-продажи готового бизнеса. По экспертным прогнозам, в дальнейшем тенденция к сокращению числа вновь создаваемых предприятий сохранится: так, в 2017 году показатель снизится уже до 5 тыс. созданных с нуля компаний.

Как пояснили «НГ» авторы исследования, меньше всего новых предприятий появляется в реальном секторе, включая пищевую промышленность. «Цикл запуска такого производственного предприятия большой – до одного года, а это год затрат без дохода. По тем же причинам редко открываются сельскохозяйственные предприятия», – сообщили эксперты.

В то же время число проданных предприятий с уже налаженным бизнесом выросло с 2 тыс. в 2011 году до 4,2 тыс. в 2014-м. В 2015 году, по прогнозам аналитиков, будет продано около 5 тыс. предприятий. «Популярностью пользуются хостелы, пекарни и производство стройматериалов», – отмечают они.

Всплеск на рынке купли-продажи готового бизнеса эксперты связывают с кризисом в сегменте крупных компаний: многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, стремятся вложить деньги в небольшие бизнес-проекты.

При этом создание новой компании с нуля выглядит более сложным и затратным делом: требуется настройка бизнес-процессов и время на раскрутку. «При сопоставлении возможностей готового бизнеса и затрат на доведение новой компании до таких же результатов, предприниматель понимает, что выгоднее купить действующий бизнес», – поясняют бизнес-брокеры.

О неблагополучной ситуации с созданием новых предприятий говорил также в конце минувшей недели бизнес-омбудсмен Борис Титов на круглом столе Либеральной платформы «Единой России», посвященном налогообложению малого и среднего бизнеса. «Наша экономика – это экономика крупных компаний. И малый бизнес у нас развит еще недостаточно, не в тех объемах, которые необходимы для того, чтобы экономика функционировала стабильно», – указал Титов.

Идеи поддержки малого бизнеса выдвигаются правильные, говорит Титов, «но пока в жизнь ничего кроме отдельных вещей, причем в достаточно компромиссном варианте, воплощено не было». Пример такого компромисса, по его мнению, – это ведение надзорных каникул, но только на три года. В спорах между экономическим и правоохранительным блоками чаще всего побеждают силовые структуры: «Они вводят такие решения, которые потом сложно реализовать», – замечает Титов.

Налоговое регулирование для малого бизнеса в России сейчас чрезвычайно либеральное и льготное, но роста нет, говорит омбудсмен. И дело не только в высокой административной нагрузке, но и в том, что малый бизнес не оправился от шока после повышения налогов в 2013 году. При этом, уверен Титов, возможности для компенсации этих потерь, для дальнейшего снижения налоговой нагрузки еще есть.

Титов также обратил внимание на то, что малый бизнес в основном занимается торговлей. В то время как производственных компаний почти не открывается, на рынке их – единицы. «Производственного малого бизнеса в стране нет, потому что нет среднего бизнеса, заказчика для малых предприятий», – пояснил омбудсмен.

Тенденцию подтверждает и директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. По ее словам, сейчас растет число небольших интернет-магазинов, ориентированных на продажу узкоспециализированной продукции. «Основателям таких проектов сложно получить кредит, потому что банки сейчас неохотно дают деньги даже крупному и среднему бизнесу с понятными денежными потоками, – отмечает она. – Но они могут привлекать свою аудиторию в Сети и там же получать средства на проект от тех, кто в него поверил, к примеру с помощью краудфандига. Эти же люди становятся и первыми потребителями продукции».

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин отметил, что статистику открытия новых предприятий его организация не ведет, «но если говорить субъективно, новых компаний становится меньше – в условиях падения рынка и сокращения спроса открывать предприятия становится сложнее».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1578
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3496
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2565
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2077

Другие новости