Малому бизнесу пока не слишком комфортно в России, считает Борис Титов. Фото Reuters
Предприниматели в России все чаще предпочитают покупать готовый бизнес вместо того, чтобы создавать новые компании с нуля. К такому выводу пришли бизнес-брокеры, проанализировав рынок малого бизнеса (предприятий с оборотом не более 100 млн руб. в год) за последние несколько лет. При этом те, кто все-таки решает открыть собственное дело, зачастую идут в уже хорошо освоенную торговую нишу. В то время как небольших производственных компаний в стране до сих пор единицы.
Предпринимателям становится все сложнее решиться на создание нового бизнеса: если в 2011 году было открыто 11 тыс. малых предприятий, то в 2014-м – только 7,5 тыс. Такие данные опубликовали аналитики Re: Sale Expert, которые исследовали тенденции на рынке купли-продажи готового бизнеса. По экспертным прогнозам, в дальнейшем тенденция к сокращению числа вновь создаваемых предприятий сохранится: так, в 2017 году показатель снизится уже до 5 тыс. созданных с нуля компаний.
Как пояснили «НГ» авторы исследования, меньше всего новых предприятий появляется в реальном секторе, включая пищевую промышленность. «Цикл запуска такого производственного предприятия большой – до одного года, а это год затрат без дохода. По тем же причинам редко открываются сельскохозяйственные предприятия», – сообщили эксперты.
В то же время число проданных предприятий с уже налаженным бизнесом выросло с 2 тыс. в 2011 году до 4,2 тыс. в 2014-м. В 2015 году, по прогнозам аналитиков, будет продано около 5 тыс. предприятий. «Популярностью пользуются хостелы, пекарни и производство стройматериалов», – отмечают они.
Всплеск на рынке купли-продажи готового бизнеса эксперты связывают с кризисом в сегменте крупных компаний: многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, стремятся вложить деньги в небольшие бизнес-проекты.
При этом создание новой компании с нуля выглядит более сложным и затратным делом: требуется настройка бизнес-процессов и время на раскрутку. «При сопоставлении возможностей готового бизнеса и затрат на доведение новой компании до таких же результатов, предприниматель понимает, что выгоднее купить действующий бизнес», – поясняют бизнес-брокеры.
О неблагополучной ситуации с созданием новых предприятий говорил также в конце минувшей недели бизнес-омбудсмен Борис Титов на круглом столе Либеральной платформы «Единой России», посвященном налогообложению малого и среднего бизнеса. «Наша экономика – это экономика крупных компаний. И малый бизнес у нас развит еще недостаточно, не в тех объемах, которые необходимы для того, чтобы экономика функционировала стабильно», – указал Титов.
Идеи поддержки малого бизнеса выдвигаются правильные, говорит Титов, «но пока в жизнь ничего кроме отдельных вещей, причем в достаточно компромиссном варианте, воплощено не было». Пример такого компромисса, по его мнению, – это ведение надзорных каникул, но только на три года. В спорах между экономическим и правоохранительным блоками чаще всего побеждают силовые структуры: «Они вводят такие решения, которые потом сложно реализовать», – замечает Титов.
Налоговое регулирование для малого бизнеса в России сейчас чрезвычайно либеральное и льготное, но роста нет, говорит омбудсмен. И дело не только в высокой административной нагрузке, но и в том, что малый бизнес не оправился от шока после повышения налогов в 2013 году. При этом, уверен Титов, возможности для компенсации этих потерь, для дальнейшего снижения налоговой нагрузки еще есть.
Титов также обратил внимание на то, что малый бизнес в основном занимается торговлей. В то время как производственных компаний почти не открывается, на рынке их – единицы. «Производственного малого бизнеса в стране нет, потому что нет среднего бизнеса, заказчика для малых предприятий», – пояснил омбудсмен.
Тенденцию подтверждает и директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. По ее словам, сейчас растет число небольших интернет-магазинов, ориентированных на продажу узкоспециализированной продукции. «Основателям таких проектов сложно получить кредит, потому что банки сейчас неохотно дают деньги даже крупному и среднему бизнесу с понятными денежными потоками, – отмечает она. – Но они могут привлекать свою аудиторию в Сети и там же получать средства на проект от тех, кто в него поверил, к примеру с помощью краудфандига. Эти же люди становятся и первыми потребителями продукции».
Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин отметил, что статистику открытия новых предприятий его организация не ведет, «но если говорить субъективно, новых компаний становится меньше – в условиях падения рынка и сокращения спроса открывать предприятия становится сложнее».