Глава Минтруда Максим Топилин установил планку предельного для чиновников пенсионного возраста. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
Минтруд разработал законопроект, который повышает пенсионный возраст для госслужащих до 65 лет. Одновременно с этим предлагается повысить предельный срок пребывания на государственной службе – тоже до 65 лет с сегодняшних 60. Однако если для простых россиян повышение пенсионного возраста – действительно мера непопулярная, то для чиновников и депутатов как раз наоборот. Как считают эксперты, в законопроекте Минтруда куда больше политического смысла, чем экономического. Создается впечатление, что не столько решение бюджетных проблем ставится властями во главу угла, сколько консервация политических элит.
Минтруд подготовил законопроект о повышении пенсионного возраста для представителей власти. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, авторы инициативы начинают, казалось бы, с малого – они отодвигают до 65 лет тот возраст, при достижении которого госслужащие от муниципального до федерального уровня, а также депутаты и сенаторы могут обращаться за назначением пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии). По действующему законодательству госслужащие могут объявить о своем желании получать доплату в любое время после наступления пенсионного возраста.
Также разработчики предлагают увеличить минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, с 15 лет до 20 лет. «Соответственно максимальный размер пенсии за выслугу лет будет устанавливаться при стаже государственной службы не менее 30 лет (в настоящее время 25 лет)», – говорится в пояснительной записке.
А для депутатов и сенаторов прописывается, что право на доплату к пенсии они должны получить как минимум после трех лет, а не после года исполнения полномочий.
Увеличение стажа влечет за собой повышение пенсионного возраста. Причем обоснование для этого в Минтруде находят вполне логичное: одновременно получать и пенсию, и зарплату было бы неправильно, потому что пенсия – компенсация утраченного заработка. Если же компенсировать нечего, тогда нужно отодвинуть сам пенсионный возраст. Поэтому проект Минтруда предусматривает назначение страховой пенсии по старости для госслужащих по достижении 65 лет.
Но, начав с малого, авторы законодательной инициативы пришли к более глобальным изменениям. Как говорится в пояснительной записке, по действующему законодательству «предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 60 лет (продление указанного возраста допускается только в отдельных случаях по решению представителя нанимателя или президента Российской Федерации)».
Поэтому одновременно с увеличением пенсионного возраста до 65 лет Минтруд предлагает также увеличить предельный возраст пребывания на государственной службе с сегодняшних 60 лет до 65.
Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2016 года. Как пояснили вчера в пресс-службе Минтруда, экономия средств федерального бюджета на выплату пенсионного обеспечения в 2016 году составит 91,3 млн руб.
Идея начать реализацию непопулярных мер именно с себя у российских депутатов и чиновников созрела весной этого года. Так, в апреле единоросс, вице-спикер Госдумы по социальной политике Андрей Исаев заявил, что если уж обсуждать повышение пенсионного возраста в России, то применительно к государственным и муниципальным служащим, а не ко всем россиянам, как это делает Минфин. По его мнению, чиновникам можно отсрочить получение пенсии до 65 лет.
Депутаты готовы потерпеть лишние пять лет на работе ради народа. Фото РИА Новости |
Затем единороссы уточнили, что в списке, условно говоря, пострадавших должны быть не только федеральные и региональные чиновники, но и депутаты, а также сенаторы. В конце апреля премьер Дмитрий Медведев поддержал эту идею (см. «НГ» от 22.04.15).
Представители и других партий тогда сразу же заявили о своей готовности потерпеть лишения ради народа. «Всегда готовы», – говорил глава высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев. «Мы на пенсию не спешим», – соглашался первый замглавы фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. «Себе повышение пенсионного возраста, думаю, депутаты нашей фракции поддержат, а гражданам – будем категорически возражать», – говорил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
Эксперты тогда предупреждали: россиянам не стоит рассчитывать, что правительство ограничится только чиновниками и депутатами.
Но теперь, судя по законопроекту, главная новация даже не в том, что правительство начнет с госслужащих тотальное повышение пенсионного возраста, а в том, что российская власть, судя по всему, подготавливает себе почву для несменяемости, продлевая предельный возраст госслужбы.
«Во-первых, это, конечно, консервация элит. Это способ оставаться подольше на очень сладкой работе, – комментирует инициативу директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Во-вторых, это не очень уместный пиар. Перед нами попытка продемонстрировать всем остальным гражданам, что повышение пенсионного возраста – это вовсе не страшно». «Однако положение чиновников настолько сильно отличается от положения большинства россиян, что такая попытка увлечь за собой личным примером оборачивается издевательством», – считает Делягин.
Как вчера пояснили «НГ» в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР), если говорить о федеральных госслужащих, то им, как и прочим гражданам, назначается страховая пенсия, а также доплата к ней (так называемая пенсия за выслугу лет).
Доплата зависит от стажа на госслужбе и заработка, но размер этой доплаты законодательно ограничен верхней планкой. «И сейчас у 78% пенсионеров-госслужащих размер их собственной страховой пенсии выше, чем эта планка, поэтому они получают только свою страховую пенсию, без доплаты, – уточняет ПФР. – В целом же средний размер доплаты за выслугу лет федеральным гражданским госслужащим сейчас 1659 руб.».
Тот же принцип с пенсиями депутатам и сенаторам: «Устанавливается их собственная страховая пенсия, а к ней – доплата», – говорят в ПФР.
В то же время первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин замечает, что для многих депутатов и чиновников не столь принципиально, отсрочат им выход на пенсию на пять лет или нет.
Макаркин уточнил, что вопрос о продлении полномочий серьезно встает, «когда подходит предельный возраст судьи Конституционного суда или генпрокурора», когда речь идет об отдельных должностях, а не о всех госслужащих. Политолог напомнил, что и тот предельный возраст, который установлен законодательством сейчас, – тоже не догма: «В некоторых случаях сроки могут продлеваться, и это уже происходит».
Так что, по его словам, планка в 65 лет – это констатация уже свершившегося факта. Потому что, как замечает политолог, сейчас все чаще встает вопрос о продлении полномочий в возрасте, даже превышающем 65 лет.