0
9883
Газета Экономика Интернет-версия

23.07.2015 00:01:00

Реформ в России в условиях кризиса ожидать не приходится

Тэги: экономика, кризис, структурные преобразования, реформы, вшэ, бизнес, госкорпорации, герман греф, аналитика


экономика, кризис, структурные преобразования, реформы, вшэ, бизнес, госкорпорации, герман греф, аналитика Экс-глава Минфина Алексей Кудрин на Петербургском международном экономическом форуме в июне однозначно сказал, что кризис – не самое удобное время для проведения структурных реформ. Фото Сергея Савостьянова/ТАСС

Экономический кризис таит в себе не только риски, но и возможности: он может стать временем для тех структурных преобразований, которые в тучные годы не проводились. Как заметили вчера в своем исследовании эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), это справедливо для всех компаний, кроме российских стратегических предприятий. Например, иностранные компании, подстраиваясь под кризис, начинают повышать свою эффективность, вплоть до замены ведущих топ-менеджеров, сообщают исследователи.

Российские стратегические предприятия, которых поддерживает государство, выбиваются из общемировой тенденции: пока кризис вынуждает бизнес во многих странах, в том числе в России, подстраиваться под вызовы и повышать собственную эффективность, российские стратегические компании просто получают государственную поддержку и далеко не всегда это сопровождается ростом эффективности. Такой вывод содержится в исследовании, которое обнародовали вчера специалисты ВШЭ на экспертном сайте opec.ru.

Те, кому во время кризиса была обещана государственная поддержка – участие в госзакупках, финансовая помощь и т.д., – не особенно стремились к преобразованиям, отмечают исследователи. 

Для аналитиков один из показателей того, что предприятия не торопятся менять свой подход к управлению, – несменяемость топ-менеджеров и гендиректоров. «Кризис провоцирует смену гендиректоров», – пишут исследователи. Это справедливо для иностранных компаний и для тех российских компаний, которые ориентируются на международный опыт и пытаются вписаться в глобальные тенденции.

Исключения – стратегические предприятия, госкорпорации. В кризис они далеко не всегда думают действительно о росте эффективности и модернизации, куда больше руководство таких предприятий волнует государственная подпитка. «Вероятность смены генерального директора для стратегических предприятий оказалась в среднем существенно меньше, чем для всех остальных компаний. Судя по всему, господдержка снижает нагрузку на руководителя в плане управления компанией и повышения эффективности менеджмента. Главными становятся правильно выстроенные отношения с властью. Это подтверждают и финансовые результаты деятельности стратегических предприятий, которые оказываются не хуже тех, которые получаются при смене гендиректоров в других компаниях», – отмечает ВШЭ.

И экономисты, и политики давно признают, что проблемы отечественной экономики начались не с введением антироссийских санкций, продуктового эмбарго и падения цен на нефть, а гораздо раньше. Внешние вызовы только усугубили ситуацию и показали, что новых драйверов роста сейчас практически нет. 

Власти не первый год говорят о необходимости структурных преобразований, однако на практике их пока не видно. «Источниками ускорения экономического роста России должны стать структурные реформы, улучшение инвестклимата, сдерживание темпов роста тарифов и повышение доступности кредитных ресурсов», – говорил два года назад премьер Дмитрий Медведев.

В прошлом месяце глава администрации президента Сергей Иванов в интервью Financial Times заявил, что время заняться реформами наконец пришло. По его словам, в нулевых годах, в период очень высоких цен на нефть, в крупнейшей нефтедобывающей стране мира, России, «мотивация заниматься диверсификацией экономики не очень-то была высокой». «А вот сейчас цена на нефть «60 плюс» долл. за баррель и курс рубля «55 плюс-минус» руб. за доллар – это идеальное соотношение, и как раз сейчас самое время заняться структурными реформами», – подчеркивал Иванов.

Однако за этим пока не последовало ощутимых действий. Создается впечатление, что российская экономика так и не получила импульса к повышению эффективности и проведению структурных реформ. И теперь риторика меняется: вместо серьезных реформ и власти, и бизнес все чаще обсуждают, как стране просто выжить в кризис.

Глава Сбербанка Герман Греф видит много проблем на пути структурных преобразований. 	Фото Reuters
Глава Сбербанка Герман Греф видит много проблем на пути структурных преобразований. Фото Reuters 

Так, в этом году в июне на Петербургском экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф заявил, что кризис – не самое удобное время для качественных изменений и фундаментальных реформ, так как финансовых ресурсов не хватает, а власти сосредоточены на решении текущих проблем. «Кризис – это всегда проблемы с капиталом, все эти сферы (требующие реформирования. – «НГ») обычно капиталоемкие, это  проблемы с бюджетом, это требует создания соответствующей инфраструктуры. Единственное, что дает кризис, – это мощный стимул к тому, чтобы большое количество людей среди управленцев в государстве и в бизнесе наконец были обязаны совершать какие-то изменения, потому что нормальное качество любого менеджера – это каждый день делать какие-то перемены», – сказал Греф. И другие участники дискуссии – экс-министр финансов Алексей Кудрин и первый вице-премьер Игорь Шувалов – не нашли, что ему возразить (см. «НГ» от 19.06.15).

Опрошенные «НГ» эксперты тоже склоняются к тому, что сейчас для России кризис – сложное время для реформ, реформы могут оказаться болезненными. Но при этом эксперты подчеркивают: реформы проводить все равно нужно, откладывать их на потом уже нельзя.

«Кризис – не лучшее время для структурных реформ, и «окно возможностей» мы уже упустили. Например, изменением сырьевой структуры российской экономики нужно было заниматься с начала 2000-х, когда цены на нефть росли. Нужно было не уповать на это, а развивать другие сектора экономики. Но если благоприятное время прошло, это совсем не значит, что необходимость реформ отпала и их теперь можно отложить. Откладывать нельзя, иначе потом издержек будет больше», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Специфика структурных реформ заключается в том, что ни одну из них невозможно провести быстро, добавляет он, а это значит, что мы обрекли себя на продолжительный кризис. Но если реформы не проводить, он будет еще длиннее. Пока же об изменениях только идут разговоры, отмечает Николаев.

«Чтобы преобразования начались, необходимо хотя бы понимание природы кризиса. А когда говорят, что у нас с осени начнется рост, это значит, что нет осознания проблем и их глубины. Также не особо ясно, что власти вкладывают в понятие «структурные реформы», пока это просто повторяется, как мантра. Если будет четкое понимание проблем и политическая воля – тогда перемены начнутся», – рассуждает Николаев.

«Если говорить о реформах как об изменении подхода к экономике: ставке на частную инициативу, раскрытии потенциала российского бизнеса, инновационном развитии, то здесь нужны не просто какие-то бюджетные меры, а изменение государственной политики. И в условиях самоизоляции провести такие реформы практически невозможно, – полагает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – В конфликте с Западом, без необходимых технологий и партнеров провести такую политику очень сложно. У нас часто спорят о том, что должно быть впереди – политика или экономика. Но проведение реформаторского экономического курса, который выходит за рамки каких-то бюджетных сокращений, невозможно без принципиальных политических решений».

Конечно, лучшее время для реформ – это спокойный период, когда есть запас прочности, есть необходимые ресурсы, когда общество достаточно спокойно, рассуждает Макаркин. «Но и в такое время государство не застраховано от волнений. К примеру, монетизация льгот в России в 2004 году была проведена крайне неудачно с точки зрения психологии, людям ничего толком не объяснили, они были напуганы, начались протесты», – напоминает эксперт. И отчасти именно это, по его словам,  привело к тому, что преобразования начали притормаживать.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1529
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1161

Другие новости