Бывший министр по развитию Крыма Олег Савельев станет секретарем правительственной комиссии по проблемам полуострова. Фото РИА Новости |
Вчера президент Владимир Путин утвердил новую реструктуризацию кабинета Дмитрия Медведева. В ближайшее время будет упразднено Министерство по делам Крыма, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые получит право регулировать монопольные тарифы. Для этого нынешняя Федеральная служба по тарифам (ФСТ) будет упразднена путем вливания в ФАС. Эксперты считают, что многолетняя практика директивного повышения тарифов вряд ли изменится после передачи функций контроля тарифов в ФАС. Между тем в Москве появились слухи о скорой отставке вице-премьера Аркадия Дворковича.
Премьер Дмитрий Медведев предложил президенту упразднить Министерство по делам Крыма и Федеральную службу по тарифам – ее функции будут переданы Федеральной антимонопольной службе.
«Хотел бы предложить обсудить вопрос, касающийся структуры правительства, речь идет об оптимизации количества органов, которые исполняют близкие функции. К числу таковых относятся Антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам», – сообщил президенту Дмитрий Медведев. Он напомнил, что в определенный период ФТС была частью антимонопольного министерства. «Есть предложение влить снова Федеральную службу по тарифам в состав антимонопольного ведомства, которое работает вполне успешно и имеет очень высокий авторитет, даже мировой авторитет», – сказал Медведев. Президент РФ уточнил, кого премьер предлагает назначить главой новой объединенной службы. «Оставить того, кто сейчас работает, Артемьева», – ответил Медведев.
Эксперты давно говорят о недостатках нынешней практики установления монопольных тарифов. Правда, они не ждут ее изменения при передаче функции тарифного регулирования в ведомство Игоря Артемьева. «Ключевые вопросы повышения монопольных тарифов, как правило, решаются на уровне первых лиц по принципу «проси больше – дадут меньше», – объясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Причем это происходит как на федеральном, так и на региональном уровнях. Глава конкретной монополии понимает, что на будущий год ему будет достаточно 10-процентного повышения тарифа. Но он требует увеличить тариф с запасом – на 15% или на 20%. И приводит для этого вполне убедительные аргументы. В итоге он добивается подъема цен на свои услуги на 12–13%. Так описывает курьезы нынешней тарифной политики Игорь Николаев. Подобная практика установления тарифов в целом устраивает монополии и регулятора. Регулятор может отчитаться, что ограничил запросы монополистов, а монополии удовлетворены тем, что получили гораздо больше, чем им в действительности было нужно.
«Другая схема регулирования тарифов предполагает свободу для монополий устанавливать цены на свои услуги при одновременной угрозе огромных штрафов со стороны контрольных органов в том случае, если они выявят необоснованный рост цен», – говорит Николаев.
Однако он не видит признаков отказа от традиционной практики директивного повышения монопольных цен.
«Запросы на повышение тарифов монополии обосновывают своими инвестиционными программами. И в ответ на любые попытки обуздать рост тарифов немедленно следуют заявления о сворачивании этих программ. Решению этой проблемы помогло бы создание единого регулятора, не подчиненного правительству. Но сейчас речи об этом не идет. Сами монополии, по-моему, вполне довольны нынешним положением вещей и никак не заинтересованы в наведении порядка в сфере регулирования тарифов. И нынешнее предложение о присоединении ФСТ к ФАС, на мой взгляд, лишь подтверждает эту мысль – что-то меняется, но таким образом, чтобы ничего не менять», – говорит гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Дело не в слиянии крупных структур или создании новых ведомств, а в самой позиции государства по вопросу монопольных тарифов», – соглашается управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин.
Глава ФАС Игорь Артемьев будет контролировать повышение монопольных тарифов в России. Фото с сайта www.fas.gov.ru |
«Потенциал для сдерживания тарифов монополий, безусловно, есть. И в каждом отдельном случае есть подходы к сокращению тарифов, которое не будет негативно сказываться на развитии той или иной монополии», – считает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Однако нынешнее объединение ФАС и ФСТ вряд ли приведет к значительному изменению тарифной политики России. Объединение в первую очередь призвано оптимизировать работу чиновников, повысить эффективность и снизить затраты на обеспечение функций государства. Не секрет, что определение ориентиров тарифной политики находится в руках правительства и президента, а службы только выстраивают свои действия вокруг заданного вектора развития, объясняет Козлов.
И тем не менее некоторые изменения на уровне регионов возможны. «Важное отличие ФАС от ФСТ – это отсутствие у последней прямой федеральной вертикали, которая есть у антимонопольной службы. Региональные тарифные органы находятся в подчинении у местных властей», – отмечает замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Так что теоретически ФАС сможет независимо влиять на тарифные решения через свои областные и республиканские управления.
В отличие от слияния ФАС и ФСТ еще одно организационное решение по упразднению Минкрыма споров почти не вызывает. Вчера премьер получил добро президента на такую реорганизацию. «Полагаю возможным считать, что Министерство по делам Крыма свои задачи исполнило, и можно было бы рассмотреть вопрос в целях экономии управленческих средств и рационализации работы федеральных органов исполнительной власти по его упразднению», – заявил Медведев. Работу по экономической и социальной интеграции Крыма могло бы курировать Министерство экономического развития. Вместо Минкрыма премьер предложил создать правительственную комиссию по делам Крыма и назначить бывшего руководителя Минкрыма Олега Савельева ее ответственным секретарем. Примечательно, что в Крыму упразднение министерства восприняли с воодушевлением.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов поддерживает решение о создании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Крыма и города Севастополя. «Это была наша совместная идея. Есть процессы, которые необходимо координировать с федеральными министерствами. Мы пока что еще высокодотационный регион, и нам нужно, чтобы у нас были координаторы в этой части, которые с профильными министрами РФ будут быстро выверять все программы и направлять их на утверждение нам в республику», – сказал вчера Аксенов.
Изменения в правительстве Дмитрия Медведева скорее всего продолжатся. Вчера «НГ» близкий к правительству источник сообщил о скорой отставке вице-премьера Аркадия Дворковича. Еще одно изменение может касаться частичного перераспределения полномочий Минсельхоза в пользу Минвостокразвития. Независимого подтверждения этой информации «НГ» получить не удалось.