Офшорным компаниям запретили участвовать в госзакупках – соответствующий закон подписал в понедельник президент РФ Владимир Путин. Власти рассчитывают, что эта мера поможет избежать налоговых потерь и поддержит отечественных производителей. Эксперты отмечают, что большого эффекта запрет не произведет: он скорее призван продемонстрировать, что курс на деофшоризацию продолжается.
Юридическое лицо, зарегистрированное в офшоре, не может быть участником госзакупки – это следует из новых поправок к закону о контрактной системе. Проверять претендентов на победу в государственных тендерах будет комиссия по закупкам. И если она обнаружит принадлежность компании к офшору, заявка на участие в тендере будет отклонена. Ожидается, что эти новации будут способствовать деофшоризации экономики, а заодно поддержат отечественных производителей.
«Политика государства в этом вопросе начала меняться еще некоторое время назад. В июле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому вводился запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства. Исключение составила техника иностранного бренда, произведенная на территории РФ. Так что нынешний закон расширяет этот запрет, – пояснил «НГ» ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Смысл в данном случае заключается в двух вещах. Во-первых, это сделано с целью повышения прозрачности всей системы госзакупок, уменьшения риска коррупции, повышения эффективности использования бюджетных средств. Во-вторых, эта мера отвечает общим целям импортозамещения». В целом новый закон вряд ли существенно ухудшит ситуацию с закупками для госкомпаний, но если такая проблема возникнет, то в него могут быть внесены поправки, полагает эксперт.
«Думаю, что реализация этой инициативы позволит отечественным предпринимателям усилить свои позиции за счет вытеснения офшорных игроков. Но все же нужно внимательно оценивать правоприменительную практику в рамках нового закона, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны чиновников, принимающих решения о снятии с торгов», – советует председатель коллегии адвокатов Старинский, Корчаго и партнеры Евгений Корчаго.
«Закон направлен на исключение из госзакупок компаний с непрозрачной структурой собственности, а также сохранение на территории РФ налогов, которые должны оплачиваться при проведении госзакупкок», – отмечал ранее директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.
«Исторически так сложилось, что к госзакупкам у нас допускаются по большей части или крупные компании, или компании «со связями», так что данный законопроект действительно необходим для решения проблемы вывода госсредств в офшоры, – говорит управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. – Добросовестным компаниям в такой ситуации придется также работать с оглядкой на закон, но это нормальная практика ведения бизнеса: в любой развитой стране существует множество законодательных актов, которые не являются помехой тем, кто ведет свой бизнес честно».
Власти пытаются стимулировать крупный бизнес минимизировать использование офшорных схем и увеличить налогооблагаемую базу, соглашается директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. Однако, отмечает она, офшорные компании и так довольно редко участвуют в государственных тендерах. «Смысл нововведения заключается именно в том, чтобы продемонстрировать нацеленность на деофшоризацию всем участникам экономических взаимодействий с государственными и окологосударственными структурами. Глобальных рисков в новом законе нет, поскольку выполнить требование властей и обеспечить участие в тендерах компаний со стопроцентно российской пропиской – не проблема для бизнеса», – полагает она.
В то же время руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков напоминает: Счетная палата, проанализировав крупные контракты общей стоимостью 1,3 трлн руб., выяснила, что около 21% этой суммы приходилось на офшорные компании. «В конечном счете запрет сыграет роль стабилизатора и стимула к росту экономики. Объем госзаказа составляет около 7 трлн руб., а это 10% ВВП», – напоминает эксперт.
Риск, что под запрет попадет слишком много игроков, в том числе и напрямую не связанных с офшорами, по мнению эксперта, невелик. Но в законе есть много нюансов, которые могут потребовать внесения изменений. Пока строго не прописаны ограничения на участие в госзакупках российских компаний, бенефициары которых находятся в офшорах. И это может стать своеобразной «форточкой». Кроме того, проблема вывода за рубеж активов в виде дивидендов от освоения госзаказа также остается, считает Ицков.