Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель надеются сохранить Грецию в еврозоне. Фото Reuters
Греческий референдум породил смятение в странах Евросоюза, которое проявилось вчера в крайне противоречивых заявлениях европейских политиков. Власти Греции утверждают, что готовы представить новый план решения долговых проблем страны. В Брюсселе же настаивают, что никаких новых предложений Греция не представила, и она лишь хочет получить новый промежуточный кредит в 7 млрд евро. Вчера запросы Греции обсуждали на экстренном саммите стран еврозоны. А сегодня Алексис Ципрас собирается обратиться к Европарламенту. Ранее он заявлял, что его стране необходима 20-летняя отсрочка для выплаты 300 млрд евро долга. Одни европейские политики предлагают списать Афинам часть долга, тогда как другие требуют прекратить тратить деньги на бессмысленную поддержку Греции.
Заседание Еврогруппы завершилось безрезультатно, поскольку Греция не представила предложений по реформам и выходу из кризиса. Это признал по итогам заседания Еврогруппы ее председатель Йерун Дейсселблум. По его словам, предложения Греции теперь ожидаются в среду, 8 июля, сообщает ТАСС. «В среду состоится телеконференция Еврогруппы для обсуждения этих предложений», – сказал министр финансов Финляндии Александер Стубб.
Накануне начала саммита неопределенность сохранялась даже по самым принципиальным вопросам – есть ли на столе новые предложения Греции или речь идет лишь о новой порции помощи без встречных обязательств со стороны греков. «Греческая делегация поехала не с новыми предложениями, а с готовым новым соглашением. Оно содержит и предложения. Сейчас не вопрос предложений – мы идем с новым соглашением», – пояснял РИА Новости источник в Минфине Греции. Однако другие чиновники утверждали, что на вчерашний саммит греческая делегация, возглавляемая новым министром финансов Греции Евклидом Цакалотосом, прибыла без новых предложений к кредиторам.
Еще перед началом встречи Йерун Дейсселблум заявлял, что ждет от Греции следующего шага, который позволил бы решить долговые проблемы страны. «Нет», сказанное на референдуме, означает, что народ Греции отклонил старые предложения кредиторов. «Мы подождем новых предложений от самой Греции, надеюсь, мы услышим их сегодня, посмотрим, достойны ли», – сказал он вчера. О необходимости представить новые предложения по решению экономической ситуации в Греции высказался вчера и глава Минфина ФРГ Вольфганг Шойбле. «После референдума мы с нетерпением ждем, что представит греческое правительство», – отметил он перед заседанием ЕГ в Брюсселе. Он также напомнил, что вторая программа помощи Афинам уже истекла, а «без программы нет возможности помочь Греции по линии еврозоны».
Между тем ряд еврочиновников не исключает возможности выхода Греции из еврозоны. «Восстановление Греции, которое мы наблюдали в прошлом году, потеряно. Теперь нужна четкая и заслуживающая доверия стратегия, как Греция выйдет из кризиса, восстановит финансовую стабильность и вернется к экономическому росту. Многое будет зависеть от того, что представит правительство Греции, какие это будут предложения по реформам, будет ли это заслуживающий доверия и всеобъемлющий пакет. Сейчас нам надо действительно восстановить доверие между 19 демократическими странами еврозоны, тогда мы сможем продвигаться дальше», – говорил зампредседателя Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
Стоит отметить, что перед началом вчерашнего заседания Еврогруппы наиболее радикальные предложения – вплоть до исключения Греции из зоны евро – звучали в первую очередь от представителей восточноевропейских стран. То есть в Еврогруппе, состоящей из министров финансов стран еврозоны, представители восточноевропейских государств настроены наиболее жестко по отношению Греции после референдума. «Тот факт, что греки отвергли реформы, не может означать, что деньги достанутся им теперь легче», – писал в своем Twitter министр финансов Словакии Петер Кажимир. Он назвал выход Греции из еврозоны реалистичным сценарием. «Учитывая то, что большинство проголосовало против, можно сделать вывод, что Греция сказала «нет» получению помощи от международных партнеров и пребыванию в еврозоне», – считает еще один член Еврогруппы, министр финансов Латвии Янис Рейрс.
При этом именно в Еврогруппе ведутся переговоры и готовятся решения о программах финансовой помощи, которые затем выносятся на утверждение глав государств и правительств стран ЕС. Причем решения эти принимаются не большинством голосов, а консенсусом.
Однако не все в ЕС высказываются столь категорично. Например, по словам министра финансов Люксембурга Пьера Граменьи, дискуссия о реструктуризации долга Греции все же возможна. «Наша задача – выслушать всех 19 партнеров. Мы знаем, что греческие партнеры заявляли, что реструктуризация долга для них очень важна. Как председательствующая страна, мы должны выслушать все варианты», – говорил он вчера перед заседанием Еврогруппы.
Подобные предположения опровергал еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси. «Еврогруппа не намерена обсуждать сегодня вопрос реструктуризации долга Греции, она созвана не для этого, а чтобы подготовить саммит зоны евро, чтобы выслушать предложения греческой стороны. Еврогруппа и Еврокомиссия против выхода Греции из зоны евро. Мы намерены обсуждать новую программу помощи и ожидаем от Афин убедительных структурных реформ. Выход Греции станет страшным, тяжелым провалом для всех», – сообщил он перед заседанием.
Вчера же греческая газета Kathimerini со ссылкой на информированные источники в Брюсселе писала, что 16 из 18 остальных государств еврозоны хотят выхода Греции из еврозоны. По мнению же аналитиков Capital Economics, отделение Греции от еврозоны рано или поздно станет неизбежным независимо от того, что именно произойдет на переговорах.
Греки, несмотря ни на что, рассчитывают на новый промежуточный кредит. Фото Reuters |
Тем не менее после референдума и предстоящей этому просрочки платежа Афины ожидаемо лишились какой-либо возможности получить от Международного валютного фонда (МВФ) новый кредит. Об этом глава МВФ Кристин Лагард заявила в телефонном разговоре с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, пояснив, что новых кредитов Афинам не будет предоставлено из-за просрочки Грецией платежа МВФ, сообщает Reuters со ссылкой на представителя фонда. Ранее Лагард не исключила возможности дополнительной помощи Греции.
Видимо, поиск решения по греческому долгу продолжили теперь уже в Кремле. Так, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в понедельник уже после обнародования итогов греческого референдума директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард и президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре обсудили взаимодействие России и фонда в контексте прошедшего референдума. «Инициатором этого разговора выступила российская сторона, президент Путин. Там обсуждались вопросы взаимодействия России с МВФ в контексте референдума, который накануне прошел в Греции. Будет продолжен поиск оптимального решения проблемы греческого долга с учетом интересов всех сторон», – сообщил Песков.
В то же время в международном рейтинговом агентстве Standard & Poor’s (S&P) не верят в возможность помощи Греции со стороны таких стран, как Китай и Россия. «Я не ожидаю, что Китай спасет Грецию, и скептически отношусь к тому, что Россия придет на помощь Греции», – цитировал Bloomberg сообщение управляющего директора суверенных рейтингов S&P Морица Кремера.
На невозможность финансовой помощи от РФ вчера указал и глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев. Он, в частности, опроверг предположения о том, что Греция обращалась к РФ за финансовой помощью. «Этот вопрос не стоит на повестке дня (возможной финансовой помощи со стороны РФ Греции. – «НГ»). Греция ни о какой помощи не просила, мы такой вопрос не рассматривали», – сообщил глава МЭР. Однако, продолжил министр, страны не исключают возможности инвестиционного сотрудничества. «Мы рассматривали возможность такого бизнес-участия – инвестиции в инфраструктуру, например в трубопроводы. Какие-то такие вопросы рассматриваются, но никакие другие не обсуждаются», – добавил он. В любом случае, подчеркнул вчера глава МЭР, значение греческого кризиса для российской экономики будет минимальным. Правда, Алексей Улюкаев не исключил возможности влияния греческого кризиса на курс российской валюты.
За последние полгода между Грецией и Россией не произошло ничего такого, что могло оказать существенное влияние на нашу страну в политической или экономической области, уверены эксперты «НГ». «Политические контакты, которые состоялись в последние месяцы, вписываются в продолжение российско-греческих дипломатических отношений, а в экономическом плане Греция слишком маленькая страна, чтобы оказать существенное влияние на изменение структуры российского ВВП», – подчеркивает начальник департамента компании «Фридом Финанс» Игорь Клюшнев.
Единственное влияние, которое Греция может оказать на российскую экономику, – это вступление страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), считает завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. Однако такой шаг для Греции маловероятен, признает эксперт.
Тем не менее, спорит директор аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов, Греция вполне могла бы использовать Россию в качестве опорной точки для экспорта своей продукции на другие рынки ЕАЭС. «На нашем рынке тогда могло бы стать больше табака, оливок, клубники, фруктов. Россия пока экспортирует недостаточно такой продукции, и экспорт из Греции удачно дополнит наше предложение на мировом рынке», – считает эксперт. Если все же допустить выход Греции из ЕС и зоны евро, то ее возможное присоединение, например, к странам, включенным в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), может привести к экономическому развалу Евросоюза, размышляет директор по инвестициям компании «AGT инвест» Дмитрий Нужденов. Следовательно, продолжает он, серьезно изменится вектор как европейской, так и мировой политики.
С подобным прогнозом соглашается и аналитик компании «Финам» Антон Сороко. «Выход Греции из ЕС на фоне полномасштабного экономического кризиса в стране может создать предпосылки для развала Европейского союза как такового», – сообщает он. Однако, замечает эксперт, даже сильное обесценивание европейской валюты может оказаться на руку российскому рублю. «В такой ситуации мы увидим обратную динамику по ценам импорта из Европы. Так как их производители будут стремиться в условиях кризиса сохранить для себя максимальную долю на российском рынке. Для потребителей это, конечно, было бы позитивным явлением, но вот планы по импортозамещению могут серьезно пострадать из-за роста конкурентоспособности европейских товаров», – полагает аналитик.
Выход Афин из валютного блока может в перспективе означать получение кредитов от РФ, указывает Крылов. «На возвращение этих займов можно не рассчитывать, однако Греция может получить кредиты под залог активов, например, транспортной и туристической инфраструктуры», – сообщает он. Если Россия пойдет на спонсирование Греции, это окажет серьезное влияние и на экономику РФ, и на ее отношения с Европой, замечает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.