Долги перед бюджетом растут недопустимыми темпами, считает глава СП Татьяна Голикова. Фото с официального сайта президента РФ
Дебиторская задолженность перед бюджетом прошлом году выросла почти на треть и составила 3,8 трлн руб., заявила вчера глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова. Большая часть этих долгов – это так называемые неотработанные авансы, когда государство выделяет деньги на проекты, но не получает в итоге желаемого результата. Такая задолженность в некоторых ведомствах выросла за год в 2–4 раза.
Рост дебиторской задолженности перед бюджетом превышает разумные пределы, сообщила вчера Татьяна Голикова на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Ежегодно такая задолженность прирастает почти на 30%. По итогам 2013 года ее объем составил 2,3 трлн руб., а в 2014 году – уже 3,8 трлн руб.
«У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами, а дебиторская задолженность год от года у нас прирастает на 28,7%. Это значит, что мы отдали деньги в виде авансов, но взамен не получили работы и не получили, например введенные в эксплуатацию объекты или приобретенное оборудование», – цитирует Голикову Интерфакс.
Эти авансы – годами складывающаяся проблема, и есть тенденция к росту, отметила глава СП. «Ежегодно у нас такого рода задолженность прирастает на 600 млрд руб. Ситуация складывается таким образом, что авансы не отрабатываются, даются новые деньги», – пояснила она.
На парламентских слушаниях о повышении эффективности расходов Голикова уже отмечала, некоторые ведомства за год увеличили задолженность по авансам в несколько раз: «Росжелдор» – в 2,7 раза, Минпромторг – в 1,5 раза, Росморречфлот – в 4,8 раза, Минспорт – в 2 раза. «Продолжается рост количества не введенных в эксплуатацию объектов, финансируемых за счет бюджета. В 2014 году в эксплуатацию не введено 407 объектов», – отмечала она.
При этом, по словам главы СП, госзаказчики в ряде случаев не заинтересованы в своевременном завершении строительства, учитывая возможность последующего применения коэффициентов пересчета, индексов-дефляторов и так далее.
Кроме того, в 2010–2014 годах из федерального бюджета были предоставлены взносы в уставные капиталы 67 акционерных обществ с государственным участием, включенных в прогнозные планы приватизации, сообщила Голикова. «Часть из этих вложений не используется в течение двух-трех лет на цели, на которые они были предназначены. Средства остаются на счетах организаций, размещаются на депозитах, а проценты от их размещения согласно законодательству становятся собственностью компаний. Таким образом, происходит фактическое беспроцентное кредитование государством акционерных обществ. Спрашивается, зачем такие акционерные общества», – поинтересовалась она. Наибольший объем ассигнований, по словам Голиковой, был выдан «РЖД», «Россельхозбанку», «РусГидро», «РОСНАНО».
«Глупо говорить, что нужно лучше работать с дебиторами, так как я более чем уверен, что сейчас, когда каждый рубль на счету, с ними уже работают достаточно тесно, – полагает старший преподаватель факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Борис Пивовар. – Рост дебиторки связан с макроэкономической ситуацией, и механизм закручивания гаек может привести только к еще большему увеличению задолженности. Я вижу только несколько способов его замедления: провести, насколько это возможно, реструктуризацию дебиторской задолженности, в отношении объектов инфраструктуры, возможно, не начислять пени и штрафов за просрочку, так как ситуация в строительстве к этому не располагает. Проработать регламент работы с бюджетными средствами в нынешней ситуации. Разумнее подходить к расходованию средств, так как многие расходы изначально «невозвратные». И, возможно, сделать единый государственный реестр крупных «серийных» дебиторов, чтобы они не могли до возврата части задолженности участвовать в государственных конкурсах».
«Рост дебиторской задолженности в большей степени связан с замедлением экономики РФ, проблемами с реализацией инвестиционных проектов в срок, – согласен аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. – В такой ситуации сокращение расходов может подорвать платежеспособность государственных подрядчиков, у которых возникли проблемы, – они не получат новых денежных поступлений и могут из-за этого разориться, и тогда дебиторскую задолженность и вовсе придется списывать как невозвратную».
«Последние несколько лет мы наблюдали тенденцию к росту госзаказа и госзакупок практически во всех секторах экономики, – напоминает директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева. – Это было связано с реализацией масштабных проектов и целевых программ – таких как подготовка к Олимпиаде, к Универсиаде, к футбольному чемпионату и т.п. Сюда же можно отнести и программу развития Дальнего Востока. Такие проекты и способствует росту дебиторской задолженности. Но это неизбежно: чем больше проектов, тем больше возникает возможностей для роста задолженности. Но сейчас государство переходит в режим экономии, и контроль за расходами бюджета будет усилен. Снижение трат параллельно с ростом контроля над расходами будет естественным образом тормозить процесс накопления задолженности».
Добавим, что, по данным Счетной палаты, ситуация в сфере государственных закупок имеет некоторые тенденции к улучшению, хотя выявленные нарушения только за прошлый год составили почти 40 млрд руб. «Неправильно устанавливается начальная максимальная цена контракта, пересматриваются контракты, сдвигаются сроки, заполняются дополнительные соглашения и т.д.», – перечислила вчера Татьяна Голикова. «Это мы не заходили в учреждения, мы только проверили главных распорядителей, министерства и ведомства», – добавила она.