Вице-премьер Дмитрий Рогозин предлагает бороться с бюрократией в российской военной промышленности. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в отличие от отечественной промышленности развивается более скорыми темпами. В прошлом году объем произведенной продукции в ОПК вырос на 15%. Такие цифры привел вчера, выступая на правительственном часе в Госдуме, вице-премьер Дмитрий Рогозин. Однако комплексу по-прежнему мешают развиваться высокие производственные издержки, подчеркнул чиновник. К проблеме прозрачного ценообразования на военную продукцию власти возвращаются на протяжении последних 10 лет.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в настоящий момент российская военная промышленность, несмотря на действие западных санкций, развивается успешно. «В целом в 2014 году сохранилась положительная динамика основных финансово-экономических показателей военной промышленности, несмотря на очевидно изменившуюся внешнюю конъюнктуру», – подчеркнул он. За 2014 год совокупная выручка предприятий ОПК выросла почти на 30%, чистая прибыль – в 2,6 раза. А средний показатель производительности труда увеличился более чем на 20%. «Сравнивать с гражданской промышленностью, сами понимаете, бессмысленно даже», – заметил Рогозин. По его словам, объем произведенной продукции в ОПК вырос в 2014 году на 15%. При этом максимальный показатель (24%) был достигнут в радиоэлектронной промышленности, авиационной (17%), и ракетно-космической отрасли (8,6%).
Но даже с учетом того, что санкции, по мнению вице-премьера, не оказывают серьезного влияния на российский ОПК, отрасли нужны специальные «бюджетные» кредиты, так как «при нынешних 17–20% годовых никто никогда промышленность не развивает».
До конца текущего года в РФ будет введено до 100 новых объектов оборонки, пообещал Рогозин. «Скажем, в Кировской и Нижегородской областях мы строим гиганты-заводы в интересах концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», – отметил он. – Это огромные ультрасовременные производства, а не какие-то небольшие цеха». Однако подобные амбициозные планы правительства пока не слишком способствуют преодолению зависимости страны от импортных комплектующих. Например, признает Дмитрий Рогозин, техническая зависимость российского ОПК от украинских образцов продукции. «По поручению Владимира Путина детальный план импортозамещения был разработан и принят коллегией ВПК. На первом этапе плана сформирован перечень из 186 образцов вооружений и военной техники, в которых применялись комплектующие изделия украинского производства. И могу вам сказать, что технологическая зависимость от Украины у нас будет полностью преодолена к 2018 году», – сообщил он. К этому же времени, рассчитывает вице-премьер, удастся заместить и комплектующие из стран НАТО и Евросоюза. «Здесь показатель следующий: 571 образец мы должны будем уже заменить к 2018 году, это 89% всей той работы, которую надо провести. Всего 640 образцов вооружений и военной техники», – уточнил вице-премьер.
Тем не менее, сетует чиновник, в организациях ОПК по-прежнему силен бюрократический аппарат, а стоимость вооружения и военной техники из-за высоких издержек слишком высока. «Необходимо решительно сокращать издержки в производстве и оптимизировать его на основе системных стимулов и научной организации труда», – уверен вице-премьер. Причем решение этой задачи он определяет как главнейшую среди всех проблем комплекса.
Стоит заметить, что вопрос ценообразования в секторе ОПК волнует власти уже не первый год, и решения о том, сколько же в действительности должна стоить та или иная военная продукция, видимо, так и останется открытым. Напомним, еще три года назад президент поручал вице-премьеру Дмитрию Рогозину совместно с экономическим блоком правительства завершить работу над формированием общих принципов ценообразования при гособоронзаказе. «Общие принципы ценообразования надо определить», – говорил в ноябре 2012 года Владимир Путин. «Разговоров на этот счет много, проблем много, вы сами этого уже хлебнули как следует, но до сих пор у нас единых принципов нет, – замечал он. – Доведите до конца вместе с экономическим блоком правительства; это нужно завершить» (см. «НГ» от 20.11.12). В свою очередь, Рогозин тогда напоминал Путину, что ситуация с ценообразованием в отрасли зачастую происходит в ручном режиме и глава государства и сам назначал цену на строительство атомных ракетоносцев. Речь тогда шла о двух серийных атомных подводных лодках типа «Борей» («Александр Невский» и «Владимир Мономах»), переданных на вооружение в Военно-морской флот в 2013 году. Весной 2012 года госзаказчик в лице Минобороны посчитал, что Объединенная судостроительная корпорация необоснованно завысила стоимость произведенных подлодок на 30%. Судостроители, в свою очередь, уверяли, что назначили минимальную стоимость и балансируют на грани рентабельности. В итоге в мае 2012 года президенту РФ пришлось проводить специальное совещание по ценообразованию на подлодки с участием всех заинтересованных сторон (см. «НГ» от 24.04.13).
О завышенных ценах на продукцию ОПК говорил два года назад и замминистра обороны Юрий Борисов. «Могу назвать вам предприятия, которые завышают цены сверх цен, заложенных в гособоронзаказ, – сообщил он. – Правдинское КБ из Нижегородской области на 19,7% завысило цену, химзавод «Планта» из Нижнего Тагила – на 36%, «Кираса» из Перми – на 16,3%. И это далеко не полный список», – подчеркивал он. Будучи главкомом Сухопутных войск России, Александр Постников в марте 2011 года также сообщал о плачевной ситуации в оборонной промышленности страны. По его словам, на вооружение частей и соединений зачастую поступают морально устаревшие образцы оружия и техники, а монополизация отечественного рынка ОПК привела к тому, что цены на поставляемую для нужд своей же страны продукцию неоправданно завышены. Так, комментировал он, по цене одного российского танка Т-90 можно было купить три немецких танка «Леопард» с похожими характеристиками.
Другой попыткой чиновников контролировать стоимость военной продукции было предложение включить оборонные предприятия в сферу контроля антимонопольного законодательства. В 2005 году власти пытались ввести прямой запрет госзаказчикам без согласования с гражданскими ведомствами записывать в контракты цены на закупаемую продукцию выше заявленной на конкурсе. Однако на практике усилия чиновников не дали особых результатов: получив из бюджета деньги, производители выпускали вместо трех самолетов всего один или годами откладывали сдачу в эксплуатацию вооружений в расчете на дополнительное финансирование.
По сути, напоминает завлабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин, необходимость ценообразования в ОПК тянется с советских времен. «Фактически же у вас либо есть рыночные цены на продукцию, либо их нет», – считает он. К тому же, уверяет эксперт, предпринимателя невозможно заставить продавать продукцию по заведомо невыгодным для него ценам. «Гособоронзаказ не может и не должен быть закрытой, секретной информацией», – продолжает Зацепин. Что касается конкретных характеристик вооружения или сведений, подпадающих под положения о гостайне, – да. «Но цены, количество и сроки поставки военной продукции не должны быть секретом», – подчеркивает эксперт.
«Договориться о цене с государством, доказать ему, что производство изделия нерентабельно, крайне трудно», – сообщает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Исправить ситуацию и снизить ценообразование в ОПК, по его мнению, было бы возможно за счет привлечения высококвалифицированных специалистов. «Но они, как правило, ориентируются на заработные платы ведущих коммерческих компаний. В результате молодые специалисты предпочтут искать выгоду на чужбине, а не на родине», – резюмирует Андриевский.
Вопрос ценообразования на продукцию ОПК сложный еше и потому, что продукция, которую он производит, уникальна и не повторяется, поясняет ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Следовательно, к ней нельзя применить те же методы ценообразования, которые можно применить к массовому производству», – считает он. Тем не менее постепенное снижение издержек в отрасли вполне возможно, указывает Баранов: «Например, за счет выбора лучших поставщиков сырья, материалов и комплектующих, автоматизации производства». «Можно сделать ценообразование в ОПК более прозрачным, но нужно понимать, что все равно военная и военно-техническая продукция будет дороже массовой продукции и по-другому быть не может», – заключает он.