В правительстве призывают готовиться к экономии госрасходов. Фото с официального сайта правительства РФ
Правительству пока не удается решил головоломку о секвестре госрасходов на ближайшие три года. В 2016 году доходы казны снизятся на 1,8 трлн руб, а дефицит бюджета составит 2,4% ВВП. В таких условиях Минфин готов идти на любые сокращения – от урезания пенсий до отмены государственных юбилеев.
Бюджет на следующую трехлетку крайне непростой, а его основная цель – простимулировать экономический рост за счет снижения инфляции и стоимости кредитов на рынке ресурсов – объявил вчера Антон Силуанов на встрече с президентом Владимром Путиным. Необходимо улучшать качество расходов федерального бюджета – посоветовал министр. «Доходы падают по сравнению с теми параметрами, которые мы утверждали в рамках «трехлетки» 2015-2017 годов, – констатировал Силуанов. – На следующий год у нас доходы снизятся, по нашим оценкам, где-то на 1,8 трлн руб, а в 2017 году – на 1,6 трлн руб». Так, по новым проектировкам бюджета 2016-2018 годов, представленным Минфином в правительство, доходы бюджета в 2016 году составят 14 трлн руб, в 2017 году они вырастут до 15 трлн руб. В 2018 году они ожидаются на уровне 16 трлн руб. Расходы же составят в 2016 году 15,8 трлн руб, в 2017 году – 16,6 трлн руб.
Бюджетную головоломку Силуанов описал следующим образом: «Очень большое внимание к расходной части бюджета, поэтому здесь мы должны принимать решения, которые не позволяют нам разгонять расходы, а с другой профинансировать наши основные программные цели и мероприятия».
Общее сокращение пройдет за счет так называемых условно утвержденных расходов. «И все необходимы цели, все необходимые задачи уложить в этот объем», – предлагает министр. Однако даже в этом случае, предупреждает он, ожидается достаточно большой объем дефицита бюджета – в 2,4% ВВП в 2016 году. Но, учитывая задачи по снижению дефицита, Минфин намерен уже к 2018 году выйти на показатель в 0,7% ВВП. «Мы сохраним резервы, которые мы накапливали в хорошие годы, и они будут равномерно использоваться в течение трех лет с тем, чтобы и на 2018 год эти резервы остались», – ожидает министр финансов.
С необходимость повышать качество бюджетных расходов согласился и глава государства Владимир Путин. «Конечно, мы должны исходить из реалий, в которых живет страна. У нас кредиторская задолженность составляет 2,2 трлн руб, при этом ресурсы, которые не активно используются по некоторым направлениям, исчисляются сотнями миллиардов», – указал он.
О непростом будущем бюджетном цикле говорил вчера и глава правительства Дмитрий Медведев, открывая заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. «Необходимо нам всем реалистично оценить существующие риски, параметры бюджета продиктованы во многом сложившейся экономической ситуацией, к падению цен на нефть и замедлению экономического роста добавились и санкционные ограничения, которые были продлены еще на полгода», – сообщил он. Ресурсы же бюджета для исполнения государством социальных обязательств, по его словам, на сегодняшний день не безграничны, а значит правительству придется довольно-таки продолжительное время работать в формате бюджетной экономии. «Нам достаточно долго придется работать в условиях жестких бюджетных ограничений, возможностей для значительного увеличения доходов в этой ситуации очень немного, поэтому расходовать деньги нужно как можно эффективнее», – пояснял глава кабмина.
Тем не менее, заверил премьер-министр, как бы сегодня не складывалась ситуация правительство продолжит вкладывать деньги в программы, направленные на улучшение качества жизни населения. И в то же время, предполагает Медведев, будут совершенствоваться и социальные выплаты населения. «Но в общем эти вопросы тоже требуют отдельного обсуждения с учетом текущей ситуации», – пояснил он.
При этом, уточнял Медведев, в Минфине уже подготовили предложения по оптимизации расходов и «достаточно жесткие». Как известно, уже ранее в Минфине озвучивали предложение сэкономить бюджетные средства за счет индексации социальных обязательств на уровень целевой инфляции, определенный Банком России на среднесрочные перспективу – то есть на 4%. (см НГ от 22. 06. 2015). За счет этого в министерстве, как сообщает информагентство Reuters со ссылкой на материалы ведомства, предполагают сохранить для бюджета 2016-2018 годов около 2,5 трлн руб. По расчетам Минфина, уменьшение бюджетных ассигнований по отношению к объему, заложенному в текущих параметрах бюджета, составит в 2016 году – 500 млрд руб, в 2017 году – менее 900 млрд руб, в 2018 году – 1 трлн руб.
В существующем же механизме индексации социальных выплат Минфин видит серьезные риски для финансовой устойчивости бюджета. «Действующий же механизм индексации формирует риски усиления структурных дисбалансов в экономике: вытеснения сбережений и инвестиций текущим потреблением, частного спроса – государственным», – считают в Минфине. Как известно, по действующему механизму индексация выплат проводится на уровень фактической инфляции за прошедший период. То есть в 2015 году они должны быть проиндексированы на 11,4%, почти на 12% – в 2016 году, на 7% предполагается индексация в 2017 году, и на 8,4% в 2018 году. Теперь же министерство предлагает проводить индексацию пенсий один раз в год (с 1 февраля) на уровень прогнозируемой инфляции: то есть на 5,5% в 2016 году, на 4,5% в 2017 году и на 4% в 2018 году.
Если же сохраняется нынешний порядок, считают в финансовом блоке правительства, это повлечет за собой увеличение трансфертов из бюджета РФ в Пенсионный фонд (ПФР) до 3,4% ВВП в 2016 году с 2,7% ВВП в текущем году и 2% ВВП – в 2014 году. «Доля расходов федерального бюджета на социальную политику в общем объеме расходов... в 2016 году составит около 35%», – предупреждает ведомство.
Помимо этого, сохранение действующего механизма индексации потребует дополнительного сокращения незащищенных статей расходов федерального бюджета. «Что может привести к негативным социально-экономическим последствиям. Например, к необходимости увеличения нагрузки на работодателей путем повышения тарифов страховых взносов», – продолжают в Минфине.
Помимо корректировки уровня индексации пенсий и соцвыплат в ведомстве Антона Силуанова, по данным ТАСС, предлагали и довольно-таки экзотические предложения по сокращению неэффективных госрасходов. Так, в министерстве для сокращения неэффективных расходов бюджета предлагает установить 100-летнюю кратность для празднования памятных дат. Другое предложение ведомства связано с оптимизацией количества ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) и господдержки наукоградов. «Минфин составил список предложений по оптимизации, касающийся в том числе, сокращения численности чиновников на 10%, отказа от услуг повышенной комфортности и отдельных госгарантий для госслужащих, сокращения продолжительности их отпусков с 45-40 дней», – цитировали в ТАСС заявления собственного источника.
Экономить можно буквально на каждой статье бюджета – считают эксперты «НГ». «Все зависит от того, насколько туго необходимо затянуть пояс, ведь каждая статья бюджета оставляет зазор для экономии средств», – считает главный аналитик UFSIC Алексей Козлов. Важно разумно подходить к любым расходам, финансируемым за счет бюджетных средств, продолжает управляющий партнер «ФинЭкспертизы» Нина Козлова.
«Сокращение расходов хоть на один рубль в любом направлении всегда встретит противников», – говорит Козлов. «Вопрос состоит лишь в том, чтобы определить приоритеты и понять, сокращение каких расходов приведет к наименьшему ущербу», – продолжает аналитик.
Основными же источниками возможной экономии средств, по мнению директора аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаила Крылова, могли бы стать крупные социальные, строительные и инфраструктурные проекты. «Такие как Чемпионат мира по футболу, например», – предполагает он. «Возможно также экономия за счет сокращения расходов на науку и культуру, субсидирование различных видов льгот. Сокращению могут подлежать также различные инвестиционные программы, расходы на оборонку», – перечисляет Козлов. В то же время, спорит Крылов, в настоящий момент при выбранной риторике о РФ как о великой державе сложно и недальновидно было бы экономить на обороне.
«Можно было бы сэкономить средства бюджета и за счет сокращения межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году», – предполагает руководитель аналитического отдела Romanov Capital Павел Щипанов. Это принесло бы более 300 млрд руб, полагает он. «А учитывая и планы по переоценке выделяемых средств на пенсии госслужащих и военных пенсионеров. это суммарно до конца 2018 года принесло бы более 2,5 трлн руб», – сообщает эксперт.
Однако помимо исключительно экономии, государству сейчас необходимо искать источники пополнения бюджета, напоминает зампредправления «Локо-Банка» Андрей Люшин. «И тогда деньги придется искать внутри страны за счет поднятия акцизов и налогов на населения и бизнеса», – указывает он.