Ни одна из проблемных стран не достигла такого первичного профицита, который сегодня требуется от Греции. Источник: сайт www.dw.de
План спасения Греции, утвержденный в Евросоюзе и в МВФ, не срабатывает. За последние пять лет большинство экономических показателей страны только ухудшились, а ее общий долг – увеличился. В конце прошлой недели в Германии признали, что заложенные в план спасения показатели изначально были абсолютно нереалистичны. И даже сегодняшнее требование к Афинам обеспечить профицит бюджета в 1% ВВП в действительности не смогла выполнить ни одна из проблемных стран Европы. Португалия, Испания и Ирландия с 2008 года не добились того, что кредиторы требуют сегодня от Греции – делает вывод Deutsche welle (DW).
В этом году исполняется пять лет с начала «лечения» греческой экономики: предоставления масштабного внешнего кредитования при условии «затягивания поясов» и сокращения государственных, в том числе социальных расходов. Однако результат такой помощи оказался неутешительным.
Вместо выхода из кризиса Греция, действуя по рецептам ЕС, пришла к наращиванию огромного внешнего долга, вместе с тем ВВП провалился с 2008 года на 26%, безработица выросла в четыре раза – до 24,8%. Несмотря на повышение налоговой нагрузки, доходы греческого бюджета снизились на 17%, расходы были сокращены на 28%. Такие данные приводятся в материале DW, который назван «Кризис еврозоны в цифрах».
Издание указывает и еще на одну любопытную подробность. Евротройка в 2010 году заложила в первую программу помощи Греции совершенно нереалистичный показатель – первичный профицит госбюджета страны к 2015 году должен был составить 6% ВВП. Этот показатель – разница между доходами и расходами госбюджета, которые остаются в казне до момента выплат по госдолгу. Он считается одним из критериев успеха проводимой политики жесткой экономии. Если эта цифра слишком маленькая или даже со знаком минус, то это означает, что долг может быть погашен очень медленно либо и вовсе лишь с помощью новых кредитов, уточняет DW.
Для Греции спустя два года планка была снижена до 4,5%, что также оказалось абсолютно недостижимо. На прошлой неделе правительство страны в ходе переговоров с кредиторами согласилось на первичный профицит в 1% в 2015 году и 2% ВВП – в 2016 году, хотя глава греческого Минфина Яннис Варуфакис заявлял ранее, что такой показатель невыполним. В прошлом году первичный профицит Греции составил 0,4% ВВП. Между тем, как отмечает DW, «ни одна из стран, на которых сказался экономический кризис, до сих пор не была в состоянии добиться того, что кредиторы ожидают от Греции сегодня».
Напомним, что греческий долг перед так называемой евротройкой (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ) составляет 240 млрд евро. Всего же внешний долг страны равняется 315 млрд евро, или около 180% ВВП.
«О росте производства и всей экономики Греции никто всерьез не заботился. Греков просто кормили рыбой, всячески пряча от них удочки, – описывает ситуацию доцент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев. – Страны, выбравшие членство в Евросоюзе, рассчитывали, что у них будут созданы новые производства, увеличится экспорт, появятся деньги. Для этого они брали кредиты и что-то пытались сделать. Но в итоге главной мастерской Европы фактически стала Германия вместе с еще несколькими странами. Остальные государства оказались индустриальной периферией. Они стали поставщиками рабочей силы и рынком для сбыта продукции из так называемого ядра Евросоюза». При этом выход Греции из еврозоны воспринимается в Европе апокалиптически, поскольку есть опасность, что за ней могут последовать и другие проблемные государства.
Выход Греции из зоны евро вряд ли возможен, соглашается заведующий сектором Института экономики РАН Борис Фрумкин. «Для Евросоюза настал момент истины. Греция, конечно, нарушила правила игры. Но экономическая ситуация уже настолько напряженная, что ужесточать требования к ней и вообще работать с ней по-старому уже не получится. Надеюсь, что Евросоюз проявит свою способность к компромиссам. Положение ЕС улучшается, наметился определенный экономический рост, и дополнительные турбулентности ему в принципе не нужны», – считает эксперт.
С 2010 года пять стран еврозоны обратились за международной финансовой поддержкой. Греция, Ирландия, Португалия и Кипр получили кредиты от Евросоюза, Европейского центробанка и МВФ в обмен на обещания жесткой экономии и проведения реформ под контролем кредиторов, напоминает DW. Первой в декабре 2013 года из-под опеки вышла Ирландия. В мае 2014-го за ней последовала и Португалия. Программы помощи в отношении Кипра и Греции действуют до сих пор.