Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - главная площадка комплексного обсуждения положения и перспектив экономики России. Именно здесь делаются ключевые заявления, именно здесь сообщается о важнейших сделках.
В этом году интригой форума стал прорыв «Роснефтью» инвестиционной блокады России, устроенной Западом под прикрытием формально ограниченных санкций, досрочное продление которых стало неформальным посланием американских и европейских властей участникам питерского форума.
«Роснефть» подписала с ВР окончательные документы о продаже 20% участия в «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Эта компания занимается разработкой одного из крупнейших в Восточной Сибири Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, на котором за первый же год работы был добыт миллион тонн нефти. Пакет оценивается в 750 млн.долл., и это первая крупная сделка западного инвестора с российской компаний, находящейся под санкциями. Кроме того, «Роснефть» и ВР подписали соглашение о совместной геологоразведке на площади 260 тыс.кв.км. В совместном предприятии, которое будет создано при успехе, 51% будет принадлежать «Роснефти».
Серьезным прорывом эксперты называют и соглашение с молодой и многообещающей англо-китайской нефтяной компанией Skyland Petroleum Group (SPG), которое предусматривает продажу «Роснефтью» до 29% участия в той же компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и создание совместного предприятия для разработки Среднеботуобинского месторождения. Финансовые партнеры Skyland Petroleum Group, базирующиеся в Восточной Азии, обеспечивают стабильную основу для успешного изучения и освоения нефтегазовых объектов по всему миру. Надо сказать, «Роснефти» удалось очень грамотно и изящно разыграть Таас-Юрях. Еще ни у одной компании в России не получалось вызвать у инвесторов такой интерес к отдельно взятому активу.
Совместно с «Ростехнологиями» и итальянским Finmeccanica «Роснефть» подписала соглашение, объявленное президентом Владимиром Путиным в Италии, о производстве в Подмосковье тяжелых вертолетов AW189 для работ на шельфе; «Роснефть» войдет в капитал предприятия в качестве основного покупателя продукции, производство будет локализовано на 70-100%.
Важно, что инвестиционная блокада прорвана в обе стороны: окончательно подписано соглашение о покупке у французской TOTAL 16,7% НПЗ в Шведте (Германия), по технико-экономическим показателям одного из лучших в Европе. Его мощность 11,5 млн.т. нефти в год, что составляет почти половину поставок российской нефти в Германию.
Кстати, любопытная деталь: НПЗ Schwedt проектировался в 1958 году в ГДР при технической поддержке СССР, а запущен был в 1964 году после завершения строительства магистрального нефтепровода «Дружба», обеспечившим снабжение сырой нефтью.
Совместно со Сбербанком «Роснефть» подписала соглашение о приобретения 100% группы «Прайм шиппинг» у итальянской компании Pietro Barbaro в России. «Прайм шиппинг» - самарское пароходство, которое может обеспечить перевозку 2,7 млн.т. нефтепродуктов в год, что соответствует планам «Роснефти» снизить издержки, увеличив перевозки речным транспортом.
Важный контракт подписан и с итальянской Pirelli. Он подразумевает совместные проекты по развитию сети розничных продаж продукции Pirelli в периметре автозаправочных комплексов «Роснефти». Также стороны договорились продолжить реализацию проекта по открытию флагманского шинного центра Pirelli в России. Признак глубины сотрудничества - вхождение Игоря Сечина в совет директоров Pirelli.
Бенефициаром ПМЭФ-2015 “Роснефть” стала не случайно.
Добыча нефти и газа увеличена ею на 4% - до рекордных 251,6 млн.т. н.э. (нефтяного эквивалента). Переработка в России выросла на 11,5%. Реализация нефти и нефтепродуктов выросла на 7.5% , газа – почти в полтора раза. За 2013-2014 годы «Роснефть» повысила свою долю на газовом рынке России впятеро – до 15%.
Запасы в 2014 году увеличены на 6%; обеспеченность ими составляет 45 лет. Среднесуточная добыча пять кварталов подряд превышает 5 млн.барр.н.э., что почти на треть выше показателей ExxonMobil. По добыче нефти “Роснефть” остается крупнейшей публичной компанией мира и опережает все страны ОПЕК, кроме Саудовской Аравии.
В 2014 году «Роснефть», остающаяся крупнейшим налогоплательщиком страны, обеспечила пятую часть доходов федерального бюджета.
Производственное лидерство «Роснефти» дополнилось лидерством интеллектуальным: на Саммите глав энергетических компаний в рамках форума, участие в котором приняли руководители Sinopec, Trafigura, BP, Petroleos de Venezuela S.A., Schlumberger Total и General Electric Oil & Gas, ExxonMobil Russia, Игорь Сечин выдвинул глобальную инициативу долговременной гармонизации интересов производителей и потребителей энергии.
Он подчеркнул несовершенство мирового рынка нефти, объявив его объектом спекуляций и манипулирования. В своем выступлении Сечин отметил, что на энергетическом рынке сейчас нет ни равновесия, ни ясности с перспективами.Резкое падение ценпривело к усилению конкуренции за ресурсы и передел рынков сбыта. При этом одни игроки делают ставку на демпинг, а другие - на фундаментальные факторы долгосрочного характера. Сейчас мировой рынок нефти несовершенен, он является объектом спекуляций и манипулирования, однако, по мысли Сечина, устойчивое ценообразование должно обеспечить такие элементы, как возвратность обоснованных затрат, включая инвестиции в развитие мощностей. «Это необходимо для обеспечения будущего спроса, - отметил он. - И если цена не будет соответствовать объективным требованиям – то в будущем пострадают как потребители, так и производители».
В ходе панельной дискуссии глава ВР Роберт Дадли заявил, что в нефтяной сфере около 1,5 трлн. долларов переместились от поставщиков к потребителям». Однако, как заметил Сечин, это не привело к эффекту ускорения мировой экономики, а значит дело вовсе не в нефтяных ценах. Причина стагнации в накопившихся огромных дисбалансах, долгах и других факторах, лежащих вне энергетики. По мнению президента «Роснефти», мировая экономика сейчас субсидируется за счет одного ее сектора. Именно поэтому ситуация на нефтяном рынке в последние месяцы, по его мнению, далека от нормального ценового равновесия. И в этой связи возникает, пожалуй, самый важный вопрос, с которым Сечин обратился к участникам дискуссии – руководителям крупнейших нефтяных компаний мира – так называемых «нефтяных грандов»: «если сформировавшийся масштабный финансовый переток от поставщиков энергоресурсов в другие сферы не приводит к росту реальных секторов экономики, то где он аккумулируется?»
Почему вообще в прошлом году произошло стремительное падение цен на нефть? Определенную роль в этом, безусловно, сыграли Соединенные Штаты, которые, как заметил Сечин, обладают полным набором факторов для полноценного развитого конкурентного нефтяного рынка, тогда как в других регионах мира присутствуют только отдельные его элементы». Это, кстати, позволяет США транслировать сигналы со своего рынка далеко за его пределы и эффективно влиять на происходящее в глобальном масштабе. Правда, такая трансляция, к сожалению, сильно искажает рынок. Чего стоит, например, продолжающий действовать запрет на экспорт нефти. Нельзя забывать и о том, что нефтяные цены начали снижатся лишь после того как резко сократилось число открытых финансовых позиций, что, в свою очередь, было спровоцировано введением в США ограничений в "бумажных" сделках на нефтяном рынке.
Сечин убежден, что потенциал наращивания сланцевой нефти весьма ограничен. «Ее совокупные запасы и извлекаемые ресурсы не превышает 10% от всех потенциальных запасов нефти на планете, при этом доля этой нефти в доказанных запасах составляет и вовсе менее 1%, - отметил глава «Роснефти». Рост сланцевой добычи, по мнению Сечина, даже при более высоких ценах, должен был продолжаться не более 3-4 лет. Конечно, сейчас из-за высокой волатильности на нефтяном рынке «сегмент сланцевой нефти превращается в автоматический рыночный переключатель, регулирующий глобальное предложение». И это, заявил Сечин, «ограничивает потенциальный произвол со стороны ОПЕК» и обеспечивает некоторую стабилизацию рынка.
Характеризуя стратегию государств ОПЕК, глава «Роснефти» заявил: «они увеличивают собственную добычу в условиях избыточного предложения, значительно превышая объявленные ими же квоты. Речь, как представляется, идет о попытке решить другие задачи и, прежде всего, расширить свою рыночную долю, отвоевав ее у других поставщиков, даже несмотря на чувствительные потери в поступлениях от продаж». Сечин назвал такое поведение игроков на рынке «гонкой за превышение квот», которая может привести к разрушительным последствиям».
В результате самоубийственной (с учетом барьера дефицитности бюджета) стратегии государств ОПЕК и манипулирования на рынке нефти, были заложены основы политики «диапазона 50-60 долларов за баррель». «Эта политика имеет естественные временные ограничения», - отметил Сечин. Альтернативой политики ОПЕК, по его мнению, могла бы стать политика «диапазона 80+ долларов за баррель».
Хотя, надо отдавать себе отчет, что такая политика возможна лишь при условии самоограничений со стороны всех ведущих производителей: ОПЕК должна соблюдать свои квоты, а руководители сланцевых компаний – сдерживать добычу ради доходов от цен, а не от объемов.
Смысл альтернативной политики в том, что «сформировавшееся на рынке превышение предложения компенсируется контролируемым его снижением, и это позволяет сбалансировать рынок. «Такая политика, - говорит Сечин, - дает возможность избежать ценового шока, критических финансовых потерь и при этом оказывает оздоравливающее влияние на рынок. Основной целью производителей и потребителей является стабилизация рынка и ценообразования на основе понимания развития ресурсной базы и необходимости обеспечить потребности экономики».
При нормальном развитии рынка, по прогнозу главы «Роснефти» цены должны стабильно расти и к 2020 году составить $80 за баррель. «Затем восходящая динамика должна ускориться до примерно $120 за баррель к 2035 году, - поясняет Сечин. - Эти расчеты сделаны в ценах 2013 года. Добавьте целевую инфляцию в 2% годовых, и вы придете к прогнозам уровней цены в $170 за баррель и выше».
Чтобы обеспечить долгосрочную стабильность ценообразования, энергетические компании, по его словам, должны продолжать геологоразведку с целью диверсификации запасов, способствовать технологическому прогрессу с целью снижения себестоимости добычи и привлекать инвестиции на развитие новых нефтегазовых провинций.
Сечин отметил также, что за последний год «взаимодействие российской нефтяной отрасли с зарубежными партнерами не ослабло, и их роль в энергетике РФ остается высокой. «Если оценивать эту роль только в терминах участия в акционерном капитале и конкретных проектах нефтедобычи, то она составляет порядка четверти» - заявил он.
И это неудивительно. Ведь, как следует из доклада, подготовленного Национальным Советом по нефти (National Petroleum Council) по заказу Правительства США, сланцы – это ненадолго, и, в первую очередь, ставку энергетическим компаниям нужно делать на Арктику. В докладе, над которым работала группа американских экспертов во главе с Председателем Совета директоров ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, Арктический шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мирового нефтеобеспечения», а ресурсы России на шельфе – «наиболее перспективными». Учитывая масштабный характер проектов в Арктике, Сечин призвал уже сейчас вести активную работу на шельфе.
Подчеркивая необходимость новой, сознательной системы регулирования мирового рынка нефти и обозначая практические подходы к ее созданию и обеспечению энергетической безопасности, руководство «Роснефти» выступает в защиту всех производителей мира и бросает вызов глобальным спекулянтам, бесчинства которых порой ставят реальный сектор в невыносимые условия.
И этот вызов, начало этого глобального противостояния - не менее значимое событие ПМЭФ-2015, чем прорыв инвестиционной блокады России.