0
4836
Газета Экономика Интернет-версия

16.06.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Институциональный маневр

Валерий Горегляд

Об авторе: Валерий Павлович Горегляд – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики государственного контроля Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Тэги: экономика, фнс, налоговое администрирование, налоги


экономика, фнс, налоговое администрирование, налоги Фото пресс-службы ФНС РФ

Недавно Минэкономразвития опубликовало доклад о текущей ситуации в экономике РФ, из которого следует, что кризисные процессы оказались не столь глубокими, как предрекали многие западные эксперты. Конечно, это не повод для самоуспокоения. Самое время проанализировать ситуацию не только с точки зрения антикризисных мер и мантры о тотальном импортозамещении, но и через оценку эффективности более ранних и глубинных реформаторских мер.

Среди них хотелось бы вспомнить подзабытую проблему повышения качества налогового администрирования, за счет чего предполагалось решить задачу увеличения эффективности и нейтральности налоговой политики. Эта работа велась все эти годы, пусть не слишком активно.

Анализируя итоги поступления доходов в федеральный бюджет в первом квартале с.г., можно констатировать, что платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой, выросли на 14,6%, а поступления от других администраторов – на 69,8%, хотя общий объем налоговых платежей снизился на 2,4% к соответствующему периоду прошлого года главным образом за счет того, что Федеральная таможенная служба собрала на 24,8% меньше поступлений.

Таким образом, налоговые доходы федерального бюджета снизились за отчетный период 2015 года на 1,2% ВВП, причем доля таможенных поступлений сократилась на 3,1% ВВП. Поступления же налогов в консолидированный бюджет в первом квартале с.г. составили 3,3 трлн руб., что на 11,6% выше аналогичного периода прошлого года. Естественно, возникает вопрос, за счет чего на фоне кризисной ситуации и соответственно сокращения налоговой базы растут поступления налогов от субъектов экономики. Возможно, мы наблюдаем перелом многолетней тенденции уклонения от уплаты налогов.

В России налоговая реформа, по сути, не останавливалась, но, несмотря на то что налоговый контроль и налоговое администрирование с каждым годом совершенствуются, процесс уклонения от уплаты налогов носит перманентный характер: добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов.

Аналитики часто сетуют, что в 1990-е годы, когда были установлены беспрецедентно высокие налоговые ставки, в России сформировалось устойчивое понимание того, что весь смысл налоговой оптимизации сводится к уклонению от уплаты налогов. Особенно много нареканий было на налог на добавленную стоимость в основном потому, что не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования. В результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несли дополнительные издержки по получению возмещения из бюджета, а с другой – недобросовестные налогоплательщики незаконно получали данное возмещение (в частности, по схемам лжеэкспорта).

Вместе с тем, как отмечалось выше, одна из ключевых задач государственного регулирования состоит в том, чтобы мерами налогового регулирования радикально оздоровить финансы и повысить качество экономического развития. Это значит, что фискальная система должна становиться все более прозрачной, необременительной и удобной для налогоплательщика. Дело не только в снижении налогового бремени, но и в таком сочетании мер налоговой политики, которое обеспечивает как сохранение бюджетной устойчивости и получение казной необходимого объема доходов, так и поддержку предпринимательской инвестиционной активности, формирующую налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. Поиск компромисса и должна взять на себя система налогового администрирования, которая будет строиться на таких взаимоотношениях налоговой службы и налогоплательщика, которые поощряли бы добросовестного налогоплательщика, но при этом ставили бы его в рамки необходимости соблюдения нормативных правил в налоговых правоотношениях.

Понимание сущности налогового администрирования как финансового института впервые нашло отражение в «дорожной карте» по реализации проекта «Совершенствование налогового администрирования», утвержденной правительством в начале 2014 года. Мероприятия «дорожной карты» были предложены общественными объединениями предпринимателей и налогоплательщиками, а в дальнейшем согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Это едва ли не первый пример качественного институционального взаимодействия бизнеса и государства, направленный на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования. В такой парадигме меняются и целевые установки этого взаимодействия: они направлены не только на пресечение имеющейся практики уклонения, но и на безусловное обеспечение законных прав добросовестных налогоплательщиков.

«Дорожной картой» предусмотрены мероприятия, направленные на то, чтобы не только избавить налогоплательщиков от лишнего административного воздействия, но и сохранить за налоговым органом полномочия по контролю над соблюдением законодательства. К таким мероприятиям в первую очередь можно отнести упрощение правил ведения учета налогоплательщиками, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот. Результатом реализации этих установок может стать не только существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата (сокращение временных затрат на налоговое администрирование, сокращение числа судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок), но и формирование новой для РФ модели института «предварительного налогового разъяснения».

Итак, проводимая в настоящее время налоговая реформа вышла на новый уровень, и совершенствование налогового администрирования является не просто ее составной частью, но и новым институциональным маневром, обеспечивающим важные принципы налогообложения, такие как нейтральность налогов и создание комфортных условий для их уплаты. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3028
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3451
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4464

Другие новости