В последние месяцы активно обсуждается проект «Транснефти» по выделению высокосернистой нефти в отдельное экспортное направление через нефтяной терминал на берегу Финского залива в порту Усть-Луга в Ленинградской области. Через этот порт осуществляется перевалка сырой нефти на Запад. Для этого «Транснефть» предлагает задействовать одну из ниток нефтепровода «Дружба». Нефть в отдельный поток будет поступать из месторождений Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и частично Оренбургской области.
В «Транснефти» полагают, что реализация проекта позволит стабилизировать качество нефти на основных экспортных направлениях, а также улучшить показатели сырья, перерабатываемого на российских НПЗ. Главным аргументом является предполагаемое повышение цены за более качественную нефть. Казалось бы, хорошая идея, особенно в нынешней геополитической ситуации: чем выше качество продукта, тем выгоднее его можно продать, тем лучше для страны, в бюджет которой поступит больше средств. Однако этот посыл весьма недальновиден и больше подходит мелкорозничной торговле на рынке. Если же посмотреть на проблему шире, с государственных позиций, то ситуация выглядит иначе.
Очевидно, что если проект выделения отдельного потока высокосернистой нефти будет реализован, нефтяные компании, добывающие «некачественные» жидкие углеводороды, будут терпеть убытки. По предварительным подсчетам, цена такой нефти для «Татнефти» будет ниже текущей на 35 долл. за тонну, «Башнефти» – на 40 долл. за тонну. Для одной только «Татнефти» это приведет к снижению выручки на 19 млрд руб. в год. Казалось бы, ничего страшного – эти частные нефтяные компании не сильно в результате пострадают. Однако все очень не однозначно.
В этом году в Татарии отмечается 70-летие организации нефтегазодобывающего управления «Лениногорскнефть», которое в 1943 году начало добывать в республике нефть. Это легкое черное золото било фонтаном из недр, давая израненному Советскому Союзу живительную энергию, так необходимую для победы над фашистской Германией, а потом – для восстановления разрушенной войной страны. Открытие знаменитого на весь мир Ромашкинского месторождения положило начало бурному росту добычи нефти в Татарстане.
Приехавшие сюда со всех концов первопроходцы совершали трудовой подвиг, своими руками делали историю.
В конце апреля «Татнефти» исполнилось 65 лет. В 1950 году Совет Министров СССР принял Постановление «О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР» и образовании объединения, которое внесло огромный вклад в развитие нефтедобывающей промышленности СССР, а затем и Российской Федерации. За прошедшие десятилетия компания стала полигоном для апробации инновационных технологий, которые впоследствии широко применялись в практике отечественной нефтяной отрасли.
Были годы, когда ОАО «Татнефть» добывало по 100 с лишним миллионов тонн нефти в год – стране нужна была нефть, и татарстанские нефтяники делали все от них зависящее, чтобы выполнить задачу, поставленную руководством страны. Благодаря фонтанирующей высококачественной нефти в течение десятилетий страна здесь получала огромные ресурсы. За эти годы из недр Татарстана выкачали более 3 млрд т нефти! Но из-за беспощадной эксплуатации месторождения были доведены до бедственного состояния, а окружающей среде нанесен значительный ущерб, последствия которого приходится компенсировать до сих пор. И «Татнефть» уже много лет вкладывает огромные средства, чтобы привести среду обитания людей в надлежащее состояние. И сейчас действительно окружающая среда в очень хорошем состоянии – и земля, и воздух, и вода.
Сейчас месторождения на 80% обводнены, добывать нефть стало значительно сложнее, для чего разрабатываются новые технологии, требующие немалых средств, осваиваются месторождения сверхвязкой, высокосернистой нефти, что также требует больших капитальных вложений. Ведь стране нужна нефть! «Татнефть» и «Башнефть» добывали «легкую» в прямом и переносном смысле нефть, теперь она стала «тяжелой».
Обладание месторождениями «легкой» нефти является не заслугой той или иной компании, а даром недр, которые не безграничны, и рано или поздно эти компании столкнутся с теми же проблемами.
Поэтому в нынешних условиях справедливым было бы за счет сверхдоходов от «легкой» нефти, наоборот, поощрять тех, кто поддерживает нефтедобычу на отработанных залежах, инвестирует в инфраструктуру по подготовке нефти. Предлагаемая же мера, наоборот, приведет к сворачиванию этой деятельности, уменьшению общей добычи нефти, а нефтяные компании не будут заинтересованы инвестировать в разработку таких залежей.
По прогнозам правительства России, к 2035 году добыча черного золота снизится с прошлогодних 526 млн т до 476 млн т в основном из-за истощения традиционных месторождений.
Попытка осуществить проект «Транснефти» по выделению отдельной трубы для «плохой» нефти может вызвать дискриминацию регионов со старыми месторождениями – а это Татарстан, Башкортостан, Коми, Самарская и Пермская области, которые населяет достаточно большое число жителей России.
В этих регионах за десятилетия благодаря нефти возникли многие города и поселки, где нефтяные и обслуживающие их компании являются бюджето- и градообразующими. Создана мощная инфраструктура, кадровый и технический потенциал. Любое решение должно быть сопряжено с компенсацией тем компаниям и регионам, кто оказался бы в проигрыше. В условиях рыночной экономики необходимо создание справедливых условий для конкуренции на рынке в интересах всего населения страны.
Судя по оценкам экономистов, проект «Транснефти» приведет к снижению цены на добываемую в регионе нефть, что способно сократить доходы компаний, работающих на старых месторождениях. Нерентабельный фонд скважин, например «Татнефти», увеличится на 15%. Их остановка автоматически приведет к сокращению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 12,2 млрд руб. в год только от «Татнефти» и обслуживающих эти скважины предприятий нефтяного сервиса. Это повлечет за собой уменьшение объема валового регионального продукта, а также сокращение производственных мощностей со всеми возможными последствиями.
Очень хотелось бы надеяться, что дело до русофобства и усиления сепаратистских настроений в регионах не дойдет, но усиление социальной напряженности, включая рост безработицы и т.д., вполне может быть.
Складывается впечатление, что ряд компаний, которые лоббируют выделение высокосернистой нефти в отдельный поток, делают это ради увеличения своих корпоративных прибылей именно за счет качественных характеристик российской нефти и увеличения объемов экспортных поставок.
Здесь важна позиция Минэнерго РФ. А она, по словам замминистра Кирилла Молодцова, заключается в том, что до 2020 года выделять экспорт высокосернистой нефти в отдельный поток нецелесообразно.
Так или иначе, именно от позиции государства будет зависеть, каким образом в конечном счете будет развиваться ситуация.