Замминистра финансов Максим Орешкин объясняет текущий дефицит большими авансовыми платежами. Фото с сайта www.minfin.ru
Российская Федерация может завершить 2015 год с меньшим дефицитом бюджета, чем предполагалось. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Максим Орешкин. Благодаря относительно высоким нефтяным ценам и девальвации рубля размеры бюджетной дыры будут сокращены с 3,7% до 3% ВВП. Бюджетный дефицит в 3% ВВП по европейским стандартам – это красная черта, пересечение которой угрожает финансовой стабильности государства.
По итогам текущего года в Минфине ожидают, что дефицит федерального бюджета не превысит 3% ВВП. «По текущим оценкам, мы сейчас ожидаем, что выйдем на меньший дефицит, чем закладывали изначально.
Если в поправках в закон о бюджете дефицит 3,7% ВВП, то, думаю, в конце года при оптимистическом сценарии можем увидеть цифру ближе к 3% ВВП», – сказал Максим Орешкин в интервью телеканалу «Россия 24».
По итогам первых пяти месяцев дефицит федерального бюджета остался на уровне 1 трлн руб. «По итогам мая мы остаемся примерно на этой же сумме – дефицит остался примерно на уровне триллиона. Динамика абсолютно прогнозируемая, это именно те тренды, которые мы закладывали при подготовке поправок в закон о бюджете», – сообщил Орешкин.
Текущий дефицит он объяснил большими авансовыми платежами в первом квартале 2015 года. Эти авансы фактически были расходами будущих периодов. И они были сделаны, «чтобы дать в тяжелый период экономике больше ликвидности». «Деньги пошли в экономику, стабилизировали ситуацию, в том числе в банковской системе, и ситуация успокоилась», – объяснил Орешкин.
Вместе с тем в Минфине надеются, что расходы в оставшуюся часть года будут ниже, чем в начале года. «По году в целом запланирован рост расходов на 10% в номинальном выражении, постепенно мы будем выходить на эту цифру», – пояснил Максим Орешкин. «То же самое и с доходами – сейчас мы имеем довольно серьезный минус по доходам, но опять же это то, что ожидалось, то, что закладывалось в закон о бюджете», – успокаивал чиновник.
Прогнозы Минфина по инфляции уже не столь оптимистичны. «По итогам года вряд ли (достижима инфляция ниже 10%. – «НГ»), потому что у нас уже с начала года 8,3%, и из-за очень высоких цифр роста цен в январе-феврале получить однозначную инфляцию в этом году не выйдет», – сказал замминистра финансов Максим Орешкин. Однако уже в начале следующего года в министерстве ожидают перелома текущей ситуации. «Уже в январе следующего года, как только у нас из базы 12-месячного изменения инфляции уйдет январь 2015 года, мы уже получим значение (годовой инфляции. – «НГ») где-то ближе к 8%», – рассчитывают в Минфине. Согласно же официальному прогнозу Министерства финансов, в 2015 году инфляция в России составит 10,5–11%.
По словам Орешкина, власти не ожидают сколько-нибудь значительного ослабления рубля в будущем. «Чтобы мы увидели хоть чем-то напоминающую динамику того, что мы видели в прошлом году, – для этого цены на нефть должны упасть так же резко, как тогда, то есть до нуля, что маловероятно. Рубль сейчас отражает те параметры, которые есть на внешних сырьевых рынках, и ожидать какого-то кардинального изменения котировок не стоит», – заявил он.
«Рубль сейчас стабилизировался, стабилизировался при тех внешних условиях, которые есть. Это цена на нефть и отток капитала. Я не могу сказать, крепкий он или некрепкий. Он нашел свое балансирующее положение. Для финансового рынка очень важно, что рубль находится в стабильном состоянии и никаких факторов, влияющих на его колебания как в ту, так и в другую сторону, сегодня нет», – сообщал глава Минфина Антон Силуанов. С 25 мая российская валюта потеряла более 12% к доллару и более 15% – к евро. Нефтяные цены за тот же период изменились лишь на 2–4% (см «НГ» от 09.06.15).
Напомним, бюджет-2015 сверстан исходя из среднегодовой цены нефти марки Urals в 50 долл. за баррель и среднегодового курса в 61,5 руб. за доллар. При этом сегодня российская нефть продается дороже тех цен, которые были заложены в бюджете. Правда, текущий курс доллара пока еще не дотягивает до запланированных правительством отметок – например, вчера официальный курс американской валюты составлял 56,04 руб. за доллар.
Сегодняшний дефицит бюджета образуется не столько из-за увеличения расходной части, сколько из-за резкого уменьшения доходной – подчеркивают эксперты. «Высокая цена на нефть и дешевый рубль поддерживают российский бюджет», – говорит директор аналитического центра университета «Синергия» Андрей Коптелов. Именно поэтому, считает экономист, правительству в принципе выгодно дальнейшее снижение курса рубля как с целью наполнения бюджета, так и для финансовой поддержки процессов импортозамещения. Однако ослабление рубля грозит последующим усилением инфляции – указывает Коптелов.
Пока для российского бюджета ситуация выглядит стабильной, замечает начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «Если же цена на нефть удержится выше 60 долл. за баррель, то курс доллара останется ниже 65 руб.», – прогнозирует эксперт. И при таком развитии событий дефицит бюджета не превысит 3,5%.
Курс российской валюты выше прогнозных значений в связи с более существенным восстановлением нефтяных цен, чем ранее предполагали в Минфине. «Более высокие цены на нефть обуславливают повышенные поступления в бюджет, сокращая в итоге его дефицит», – отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Судя по всему, в Минфине надеются на рост доходов за счет более высоких нефтяных цен. «Однако для правительства важнее уложиться в прогнозные параметры доходов и расходов, нежели сдвинуть курс рубля к какому-то определенному уровню», – говорит аналитик. «Вряд ли Центробанк будет подыгрывать Минфину, пытаясь управлять курсом рубля и искусственно его занижать. В этом случае низкий курс приведет к повышению цены (особенно на импортные товары) и соответственно к всплеску инфляции со всеми негативными последствиями для экономики», – соглашается главный экономист компании БКС Владимир Тихомиров. При этом, по его словам, фактический дефицит по итогам года может оказаться на уровне 1,5–2,5%, что ниже предположений Минфина. Напомним, что, согласно Маастрихтским критериям, безопасный уровень бюджетного дефицита не должен превышать 3%.