Некоторые предприятия сферы услуг почувствовали экономическое оживление. Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Активность в сфере услуг, судя по опросам предпринимателей, растет два месяца подряд. Однако на официальной статистике оптимизм бизнесменов не сказывается: в апреле падение показал не только ВВП, но и оборот розничной торговли, а также спрос на платные услуги населению.
Предпринимательская активность в секторе услуг растет два месяца подряд, причем в мае она показала максимальный рост почти за полтора года благодаря повышению спроса и объема заказов, передает Reuters. Индекс менеджеров по закупкам рассчитывается ежемесячно банком HSBC на основе опросов руководителей 300 российских компаний. Значение индекса выше 50 показывает рост в секторе, ниже 50 – падение. В апреле его значение составило 50,7 пункта, а в мае – 52,8. Рост объема новых заказов был максимальным с февраля 2014 года, а лучший показатель был зафиксирован в сфере транспортировки и хранения.
Хотя на непроизводственный сектор приходится около 60% российского ВВП, на макроэкономических показателях рост активности в сфере услуг не сказался: по данным Минэкономразвития, ВВП в апреле снизился на 4,2%. Еще более странным выглядит падение оборота розничной торговли в апреле – оно составило 9,8% в годовом выражении. Оборот непищевых товаров упал на 10,7%, говорится в мониторинге ведомства. Это связано с сокращением спроса из-за снижения доходов населения и высокой инфляции на потребительском рынке.
Правда, падение оборота непродовольственных товаров в Минэкономразвития объясняют еще и тем, что в марте и апреле прошлого года россияне «резко активизировали потребительский спрос» из-за валютной паники. Поэтому показатели этого года и выглядят столь провальными. Кроме того, закупленные тогда впрок импортные товары до сих пор являются сдерживающим фактором для роста торгового оборота.
Опрошенные «НГ» эксперты не видят противоречия между ростом деловой активности и снижением основных макроэкономических показателей. Эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин объясняет активность предпринимателей тем, что «первые признаки оживления спроса были подкреплены ростом оптимизма относительно скорого восстановления кредитования ввиду снижения ставок». Вместе с тем рост индекса в сфере услуг не стоит пока переоценивать и рассматривать его как стабильную позитивную динамику, говорит эксперт.
«Что касается резкого падения ВВП в апреле, то оно было связано с ускорением темпов падения выпуска обрабатывающих производств, падением экспорта газа и нефти, снижением грузооборота транспорта и объемов строительства. Таким образом, ситуация в реальном секторе экономики пока выглядит более тяжелой, и каких-либо признаков скорого восстановления здесь ожидать не стоит», – пояснил Наметкин.
«У индекса менеджеров по закупкам короткий временной горизонт, месяц к месяцу. То есть если в мае опрошенные участники рынка почувствовали положительную динамику в объеме заказов по сравнению с мартом, индекс будет положительным. А основные макроэкономические показатели показывают динамику долгосрочную, год к году. Иными словами, между тем, что компании ждут роста заказов по сравнению с прошлым месяцем, и тем, что экономика падает по сравнению с прошлым годом, никакого противоречия нет», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.
«Рост сферы услуг объясняется тем, что сфера общественного питания в первую очередь начала адаптироваться под снижение экономики, и потребители стали возвращаться в рестораны и кафе, которые предлагают более бюджетные варианты меню. Кроме того, худшие опасения не оправдались, массового сокращения персонала не происходит, и в результате предпринимателям становится проще планировать свою деятельность, свой вклад вносит и стабилизация валютного курса», – полагает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. По его словам, сфера услуг наиболее живо реагирует на ситуацию в экономике и может быстро подстраиваться под изменение потребительских предпочтений, тогда как в промышленности цикл более длинный, он может занимать от нескольких месяцев до года. «Наибольший вес в падение ВВП принес нефтегазовый сектор, тогда как сфера услуг пока служит лишь индикатором изменения настроений в экономике. Однако рост активности в этой отрасли говорит о том, что психология предпринимателей меняется и они ждут постепенного улучшения ситуации», – отметил Люшин.
«Индекс в секторе услуг традиционно является опережающим макроэкономическим показателем, и вряд ли рост деловой активности как-то повлияет на статистику по динамике ВВП в текущем квартале», – говорит финансовый аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
Примечательно, что спрос населения на платные услуги в апреле продолжил снижаться, хотя и с некоторым замедлением темпов падения. Так, в апреле спрос на услуги оказался на 0,3% ниже, чем в марте. За январь-февраль спрос на услуги упал на 1,7%, а в марте на 0,6% по отношению к прошлому месяцу. Годовые темпы падения спроса на платные услуги населению в апреле составили 2,5% против 2% в марте. Такие данные приводят специалисты Центра развития Высшей школы экономики.