Глава Минфина Антон Силуанов обещает трехлетний мораторий на рост налоговой нагрузки. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Уровень налоговой нагрузки в России значительно выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, признали министры, которые участвовали вчера в парламентских слушаниях о налоговой политике до 2018 года. Высокие налоги у нас министр финансов Антон Силуанов объяснил рекордными расходами на оборону в 4% ВВП, что в несколько раз выше, чем в других странах. Для поддержания экономики власти обещают мораторий на рост налоговой нагрузки, а также некоторые послабления для новых предприятий, построенных с нуля и в чистом поле.
Налоговая нагрузка в России значительно выше, чем, например, в странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза, признал вчера глава Минфина Антон Силуанов. «Уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в ЕС», – сообщил министр на парламентских слушаниях в Госдуме, представляя основные направления налоговой политики на 2016–2018 годы. Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно, признает министр.
Действительно, соглашается с Антоном Силуановым глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев, налоговая нагрузка в РФ заметно выше, чем в ряде стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «У нас выше налоговая нагрузка, чем в странах Евразийского экономического союза, на 17 процентных пунктов (п.п.), и выше, чем в странах БРИКС, в среднем на 22 п.п.», – отметил он. При этом, обратил внимание министр, это только то, что касается налоговой нагрузки, в то время как есть еще «большой объем неналоговых сборов и платежей». «Всего у нас больше 70 введено разного рода обременений. Самая приблизительная оценка их стоимости для бизнеса – это примерно 3% ВВП, и у нас наблюдается довольно высокая динамика введения новых требований или повышения существующих коэффициентов», – признал вчера Алексей Улюкаев.
А значит, существенная налоговая нагрузка не может не влиять на конкурентоспособность российских предпринимателей на рынках других стран. «Налоговая система – не только механизм ресурсного обеспечения исполнения государством своих обязательств, но и мощный инструмент экономической политики, который способен мотивировать или демотивировать бизнес для инвестиций», – объявил Улюкаев. Тем не менее, заявил министр, «наша налоговая система является по своим базовым принципам конкурентоспособной». «Но нам необходимо донастроить ее с точки зрения правил налогового администрирования, с точки зрения распространения требований о неувеличении налоговой нагрузки не только для сферы налоговых отношений, но и в сфере квазиналоговых отношений, а также необходимо обеспечить конкурентоспособность с точки зрения работы специальных налоговых режимов, прежде всего для малого и среднего предпринимательства», – сообщил он.
Что же касается основных направлений налоговой политики на ближайшие три года, то здесь, по словам Силуанова, правительство не планирует каких-либо крупных налоговых новаций минимум до 2019 года и будет придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки. «Характер этого документа был определен Посланием президента, где четко сказано, что в ближайшие годы мы не будем принимать решения, которые могут изменить условия для бизнеса в сторону увеличения налоговой нагрузки», – заявил в ходе парламентских слушаний министр. При этом основные направления налоговой политики, по словам министра, сфокусированы на решении двух основных задач: создании налоговых стимулов для экономического роста и повышении справедливости российской налоговой системы. Так, в качестве стимулов для экономического роста Минфин предлагает введение налоговых льгот для «гринфилдов» за счет уменьшения по решению субъекта РФ уплачиваемого инвестором налога на прибыль на суммы капитальных вложений, налоговых льгот для региональных инвестиционных проектов (РИПов) и территорий опережающего развития (ТОРов) и предоставление преференций по налогу на прибыль.
Отдельно представил глава Минфина видение министерством поддержки малого бизнеса в РФ на ближайшие три года. Ведомство предлагает поддержать малое предпринимательство за счет введения ряда специальных налоговых льгот: расширение перечня видов деятельности патентной системы налогообложения – за счет таких видов, как «услуги по разработке программного обеспечения», «выпечка хлеба и производство кондитерских изделий», «производство молочных продуктов», распространение права на применение двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей (ИП) в сфере бытовых услуг, предоставление субъектам РФ права снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов их деятельности, а также предоставление муниципалитетам права снижать ставки единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности.
В то же время в министерстве предлагают ввести дополнительный специальный патент для самозанятых групп населения. «Мы предлагаем ввести в законодательстве специальный режим уплаты налога в виде патента для особой категории микробизнеса – самозанятых лиц, то есть не имеющих работодателей и наемных работников. Для таких налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве ИП. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж», – пояснил Антон Силуанов. На данный момент, по его словам, этот вопрос уже обсуждается в правительстве. «Отдельно мы должны решить вопросы уплаты страховых взносов для таких самозанятых лиц. Этот вопрос в настоящее время обсуждается, и мы его доработаем вместе с Госдумой», – пояснил он.
Решению же второй стратегической задачи документа – повышению справедливости налоговой системы, по словам Силуанова, отвечает в первую очередь закон о деофшоризации экономики. «Закон был принят и совершенствуется, будет проведена кампания по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, также начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием», – пояснил чиновник.
В то же время похоже, что в финансовом блоке правительства не видят особых возможностей для снижения текущей налоговой нагрузки в стране. «Вопрос более низкой налоговой нагрузки – это вопрос выбора. Если мы хотим иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств должны выходить на более низкие уровни. А это, например, означает, что пенсионный возраст у нас должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он уже сейчас на три года превышает российский уровень», – подчеркнул глава Минфина.
В итоге, с одной стороны, Минфин заявляет о моратории на увеличение налоговой нагрузки, а с другой – о введении новых платежей для отдельных групп. «Инициатива чиновников состоит в упрощении процедуры регистрации в качестве предпринимателей для некоторых категорий самозанятых лиц, осуществляющих наиболее популярные услуги: пошив одежды, уборку квартир, ремонт техники, репетиторство и др. Предполагается, что данные лица будут вносить единственный платеж, покрывающий также и социальные взносы», – поясняет руководитель управления налогового и бухгалтерского консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Елена Корнетова. Однако, добавляет директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, главный вопрос в том, каким будет размер нового платежа для самозанятых лиц. «Если размер платы будет составлять символическую сумму – это позволит активизировать предпринимательскую активность», – поясняет эксперт. «Максимальный размер сбора для самозанятых лиц необходимо установить в пределе 2 тыс. руб. в месяц – в этом случае это только побудит самозанятое население официально регистрироваться», – соглашается президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин.
В то же время, продолжает Николаев, если правительство таким образом решит получить дополнительные доходы – это будет противоречить объявленному ранее Минфином мораторию на рост налоговой нагрузки. «В кризис налоги нужно понижать, они не могут оставаться даже на прежнем уровне», – напомнил он. Сейчас же они не снижаются. «В кризисном 2009 году уровень налоговой нагрузки был ниже», – напоминает экономист.