Фото Reuters
О теневой экономике России и о борьбе с ней говорят давно и достаточно громко. Коррупционные скандалы, аресты и суды, санирование сомнительных банков и предприятий – все это важные и нужные дела, снижающие хоть в какой-то мере уровень «тени» в социально-экономической жизни нашего общества. Но тень эта не только не исчезает, но, по некоторым оценкам, даже растет из года в год. Что же делать?
Если рассматривать любую экономику как систему, то можно заметить, что в ней всегда присутствует нормативная (легальная, централизованно управляемая) часть и часть, централизованно (полностью или частично) не регулируемая. Такие нерегулируемые системы получили в науке название дескриптивных (описательных) или поведенческих. Дескриптивные системы бывают неуправляемыми (хаос) и саморегулируемыми. Вот совокупность саморегулируемых дескриптивных экономических систем и представляет собой теневую экономику, которая пока в России на коне.
Официальная российская статистика учитывает деятельность и динамику только зарегистрированных как юридическое лицо предприятий. В то же время на территории России функционирует достаточное количество структур, имеющих признаки предприятий и осуществляющих хозяйственную деятельность, но при этом не зарегистрированных официально. Это наша первая «тень».
Согласно законодательству России, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако многие россияне и граждане других государств реально и успешно осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ без регистрации. Это наша вторая «тень».
Сюда же можно отнести и различные бригады, в которых фактически работают нелегальные мигранты, не поддающиеся точному исчислению. По некоторым независимым оценкам, число таких мигрантов в России превышает 10 млн человек. Функционирующие на территории страны преступные группы дополняют теневую картину.
Таким образом, закон (и соответственно центр) влияет не на всю совокупность экономических субъектов и объектов, а лишь на их часть, причем не очень значительную. Отсюда проблемы собираемости налогов нашей печально известной налоговой системы. Не является секретом тот факт, что государство существенно недобирает по всем основным видам налогов и сборов. Пока «наверху» думают о том, как наполнить Пенсионный фонд без повышения пенсионного возраста, «внизу» успешно трудятся миллионы наших сограждан, получая доходы по серым или даже полностью черным схемам.
Итак, в результате мы имеем сложную систему, в которой в едином социально-экономическом пространстве одновременно функционируют две различные по своей сущности подсистемы – государственная власть и совокупность саморегулируемых объектов.
Нельзя сказать, что эти саморегулируемые объекты вообще не учитывают влияния власти. Напротив, если власть становится жестче, то объект активно преобразуется, стремясь занять наиболее выгодное для себя положение по отношению к новым решениям власти. Примеров много.
Работодателей обязали заключать трудовые договоры. Понятно, что по договору нужно платить за каждого работника взносы в обязательные фонды. Но работодатель не берет теперь работника на работу, а заключает с ним договор гражданско-правового характера на выполнение тех же самых работ.
Стали жестче контролировать частную аренду жилых помещений. Сразу у арендодателей появились «дальние родственники», которые присматривают за цветами, охраняют квартиру на время отсутствия хозяев, кормят кота и т.д.
С позиций системного анализа ситуация в нашей экономике напоминает систему, в которой есть главный игрок – государство и множество других игроков – легальные и теневые объекты. Государство делает ход, принимая различные законы, указы и постановления, а остальные реагируют на эти изменения. Легальные структуры – так, как положено по закону, а нелегальные – с учетом закона, но так, как им наиболее выгодно.
Получается как бы замкнутый круг. Центр стремится к лучшему для общества, а теневые структуры – к лучшему для себя. Мне кажется, что можно было бы построить «бой с тенью» следующим образом.
Сначала нужно выделить классы теневых объектов. Не претендуя на полноту, я бы выделил три таких класса: невольные теневики, вынужденные уходить в тень ввиду обстоятельств; добровольные теневики, видящие в тени больше возможностей для себя, и наконец идейные теневики, для которых без тени нет экономического пространства.
Далее следует проанализировать интересы каждого теневого класса и принимать управленческие решения с учетом проведенного анализа. Невольные теневики с радостью перейдут к свету, если этот переход не ухудшит их благополучие или даже увеличит их благополучие. Добровольные теневики будут находиться в тени, пока тень не начнет создавать для них проблемы. Самый сложный участок борьбы – теневики идейные. Очевидно, что различного рода криминальные и полукриминальные структуры (наркотики, проституция, вымогательство, черное риелторство, ростовщичество, азартные игры, компьютерное пиратство и т.д.) в полностью легальной экономике почти невозможны. Но также очевидно, что именно эти сферы деятельности наиболее выгодны с позиции величины прибыли, поэтому добровольно из тени эти структуры не выйдут никогда.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что борьба власти с тенью совсем не безнадежна. Важно только понимать, что процессы и явления, происходящие в нашем обществе при не совсем эффективной борьбе, имеют свои причины и свои последствия. Мало сидеть на макушке елки и распоряжаться оттуда, не видя того, что под кроной. Нужно объективно и системно исследовать реальные классы теневых объектов, их экономические интересы и социальные ожидания.