Сейчас на пенсию в Китае может рассчитывать около половины населения страны. Фото Reuters
Доходность китайского аналога нашего Фонда национального благосостояния превысила 11% годовых. Об этом сообщило агентство «Синьхуа». Похожую доходность показывает и Пенсионный фонд Норвегии. И лишь у российских резервных фондов доходность инвестиций остается на уровне 1–2%.
Согласно обнародованному отчету Всекитайского фонда социального обеспечения (ВФСО), доходность его инвестиций за 2014 год составила 11,69%, или 142 млрд юаней, в стоимостном выражении. Согласно отчету фонда, на конец 2014 года ВФСО располагал активами в размере 1,5 трлн юаней, из которых более 50% приходилось на прямые инвестиции фонда, а остальные обеспечивались инвестициями по доверенности.
Фонд был создан в 2000 году как стратегический резерв для покрытия возможного пенсионного дефицита в годы, когда старение китайского населения достигнет пика. В этом смысле китайский фонд является аналогом российского Фонда национального благосостояния, который также создан для поддержки отечественной пенсионной системы.
За 10 лет существования ВФСО его активы увеличились более чем в 10 раз. По итогам 2011 года его суммарные активы превысили 800 млрд юаней. Основная доля инвестиций фонда приходится на внутрикитайские вложения – более 90% инвестиций ВФСО. А на внешние остается менее 10%.
Среднегодовая доходность инвестиций, по данным фонда, с момента его создания превысила 8%, что оказалось на 6 процентных пунктов выше инфляции за соответствующий период. При этом сам ВФСО формируется из средств госбюджета, а также капитала в форме акций и доходов от инвестирования. В активах фонда доля прямых инвестиций составляет почти 60%, а вверенных инвесторами средств – менее 40%. При этом 10 лет назад китайский фонд состоял в основном из ассигнований, выделяемых из центрального бюджета.
Многие считают, что в Китае нет пенсионной системы. На самом деле это не так. Несколько лет назад на получение пенсии могли рассчитывать лишь чиновники и работники госкомпаний. Позже пенсионная система была распространена на всех городских жителей. А в 2009 году власти КНР ввели пенсию для жителей сельской местности. При этом пенсионная система Китая на сегодняшний день охватывает чуть более половины населения страны. Государственная пенсия в Китае составляет около 20% от средней заработной платы, в сельской местности – 10% от среднемесячного дохода. Что касается частного сектора: сотрудники направляют в фонды 8% от зарплаты, еще 3% добавляет работодатель, а индексация проводится только в зависимости от инфляции.
Доходность в 11% годовых – неплохой результат. И Китай – не единственная страна, успешно инвестирующая средства государственного Пенсионного фонда. Так, государственный Пенсионный фонд Норвегии по итогам 2014 года заработал 7,6% годовых. Это худший результат с 2011 года. В период 2012–2013 годов доходность норвежского фонда достигала 16% годовых.
На фоне Китая или Норвегии РФ резко выделяется низкой доходностью своих пенсионных фондов. По данным Минфина, в прошлом году доходность ФНБ и Резервного фонда, выраженная в корзине разрешенных иностранных валют, составила 0,67%. Это, к слову сказать, лучше показателя 2013 года, когда доходность не превысила 0,08% годовых. Однако доходность, выраженная в рублях, за прошлый год в силу серьезной девальвации заметно выросла и составила 63%, в то время как годом ранее она оказалась на уровне около 10%. Наивысший результат за последние пять лет российский Резервный фонд и ФНБ продемонстрировали в 2011 году, когда их доходность в валюте составила 1,8% и 2,67% соответственно.
По мнению экспертов «НГ», сравнивать доходность резервных фондов разных стран необходимо аккуратно. «При сравнении важно учитывать структуру самих этих вложений», – говорит доцент кафедры корпоративных финансов РАНХиГС Александр Аршавский. Тактика же вложений средств российского ФНБ сильно отличается от других стран. «Наша система – более консервативная и создавалась не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы сохранить», – утверждает директор Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов. «За счет прошлогодней девальвации рубля доходность резервов в рублях выросла, то есть цель фонда – сохранение рублевой стоимости в целом удовлетворяется», – уверен он. К тому же, напоминает Хромов, на низкую доходность резервов РФ продолжают оказывать влияние низкие процентные ставки в Европе.