Президент Владимир Путин обещает главе АСИ Андрею Никитину поддерживать инициативы ведомства. Фото РИА Новости
Созданное президентом Путиным Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило вчера прогноз технологического развития на ближайшие 20 лет. Если бюджет РФ оплатит развитие девяти технологий будущего, наша страна станет лидером на перспективных рынках, оборот которых превысит 100 млрд долл., обещают в АСИ. Уникальное знание о будущем в АСИ получили путем мозгового штурма, участники которого пять дней плавали на трех теплоходах по каналу им. Москвы. Поэтому в итоге и получилось девять технологий – по три на каждый теплоход.
«Директора АСИ предложат к обсуждению варианты поддержки девяти перспективных рынков новых технологий, которые через 15–20 лет могут иметь объем от 100 млрд долл. и выше», – анонсировали встречу в пресс-службе Кремля. В частности, под новыми перспективными направлениями понимаются: рынок искусственного интеллекта и систем управления большими данными (Big Datа), новые источники энергии, рынки беспилотных летательных аппаратов, систем управления морским транспортом без экипажа и автотранспортом без водителя, а также рынки системы персонализированной медицины, децентрализованных финансовых и энергетических систем, искусственных компонентов сознания, безопасности.
Как подчеркивают в АСИ, необходимость определения новых перспективных направлений была озвучена президентом еще в декабре 2014 года в Послании Федеральному собранию. «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада», – указывал тогда глава государства.
Тем не менее на данный момент указанные рынки либо полностью отсутствуют в России, либо развиты недостаточно. Как пояснили «НГ» в пресс-службе АСИ, указанные девять приоритетных направлений были сформированы лишь к середине мая 2015 года по так называемым форсайт-технологиям. Точнее, список технологий был определен на основе сегодняшних представлений о будущем спросе на достижения науки и техники. «В течение пяти дней свыше 600 участников – технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развития, деловых и общественных объединений, лидеров предприятий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти – проектировали перспективные рынки и разрабатывали «дорожные карты» появления на этих рынках российских технологических компаний – национальных чемпионов к 2035 году», – сообщает АСИ. «Проектирование перспективных рынков» происходило в ходе речного круиза Москва–Кострома. По результатам которого ответственные группы и представили девять будущих прорывных технологических рынков.
Одной из возможных мер поддержки таких технологических прорывов может быть озвученный ранее главой АСИ Андреем Никитиным некий механизм «инвестиционного лифта», согласно которому АСИ совместно с Российским фондом прямых инвестиций поддержит средние несырьевые компании, обладающие экспортным потенциалом.
Если предложения АСИ получат поддержку властей, «дорожные карты» по развитию новых технологических рынков лягут в основу будущей государственной политики в области инноваций.
Напомним, что во времена президентства Дмитрия Медведева также был сформирован список технологических приоритетов для России на будущее. Правда, тот список составлялся без участия трех теплоходов, и поэтому он состоял не из девяти, а только из пяти пунктов. При президенте Медведеве в списке приоритетов инновационного развития значились энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и фармацевтика, а также стратегические информационные технологии. Именно прогресс в этих сферах, по мнению Медведева, должен был обеспечить модернизационный прорыв России. Однако, отмечали тогда наблюдатели, в своем модернизационном списке Медведев делал ставку прежде всего на сталинско-брежневский багаж инноваций – то есть на советские научные и экономические достижения. И в этом российский модернизационный список существенно отличался от аналогичного китайского или, например, американского списков приоритетов технологического прорыва (см. «НГ» от 21.11.12).
По мнению экспертов «НГ», сформулированные прежде Дмитрием Медведевым приоритеты инновационного развития экономики не противоречат объявленным АСИ направлениям технологического развития. «У нас каждый год уточняются приоритеты. Упомянутые Дмитрием Медведевым направления соотносятся с мировыми трендами», – считает замдиректора Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС Владимир Зинов.
«Поскольку Дмитрий Медведев формулировал пять направлений инновационного развития экономики достаточно давно – с тех пор произошло существенное изменение конкурентной ситуации в мире», – добавляет аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. А значит, считает эксперт, коррекции направлений инновационного развития было не избежать. Предложения АСИ, продолжает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, скорее уточняют и пересматривают прежние направления, заменяя их более актуальными. «Например, медтехнология уточняется в сторону персонализации. А информационные технологии направляются на работу с сознанием и формированием комплексов Big Datа», – поясняет он. Выбор же перспективных направлений, по мнению Нигматуллина, отчасти основан на принципах венчурного инвестирования, где любой пригодный для инвестирования проект должен отвечать лишь двум принципам: его деятельность должна происходить на быстрорастущем глобальном рынке и при этом иметь возможность занять на этом рынке лидирующие позиции.
Прогнозы АСИ, как и любые другие прогнозы, могут и не реализоваться вовсе. «Жизненный срок технологий сокращается по мере развития прогресса. Следовательно, за 20 лет на передовом крае технологий может смениться не одна эпоха», – отмечает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. С одной стороны, хорошо, что фокус сместился с абстрактных направлений на более предметные рынки. «С другой стороны – чем более узким является таргетирование, тем больше вероятность ошибиться с выбором того, что будет на пике популярности через 20 лет», – предупреждает аналитик.