После снижения таможенных пошлин в Китае наверняка увеличатся продажи импортных детских товаров. Фото Reuters
Китай кардинально меняет свою экономическую политику. Если раньше Пекин ограничивал внутреннее потребление импортных товаров, то теперь власти объявили курс на его стимулирование. Вчера в Китае были резко снижены ввозные пошлины на некоторые виды одежды, обуви, косметики, средств гигиены. Изменение курса КНР ранее анализировали специалисты Ernst&Young (EY). На смену эпохе «Сделано в Китае» идет эпоха «Сделано для Китая», сообщили они. Именно поэтому Китай стремительно наращивает инвестиции в расширение производства товаров в других странах.
Китайское правительство решило ослабить те ограничения, которые раньше стояли на пути импортных товаров. Как передает агентство «Синьхуа», Минфин КНР объявил вчера, что с 1 июня этого года будут снижены примерно в два раза ввозные пошлины на некоторые виды одежды, обуви, косметики и гигиенической продукции. Так, на ввоз костюмов таможенные пошлины снизят с 14–23 до 7–10%, на ввоз кроссовок – с 22–24 до 12%, на ввоз косметики и подгузников – с 5–7,5 до 2%.
При этом, судя по сообщению китайского издания «Жэньминь жибао», это не первый случай ослабления тарифных ограничений: в течение последних лет Поднебесная также сокращала тарифы на импорт средств по уходу за кожей, детского питания, кухонных принадлежностей, посуды, очков и т.д.
В правительстве КНР рассматривают эти меры как важный шаг в стабилизации темпов экономического роста, который, как теперь думают в Китае, будет зависеть от создания благоприятных условий для импорта, наращивания внутреннего потребления, а также перестройки промышленной системы в соответствии с новыми экономическими вызовами.
Экономика КНР так и не смогла выйти на докризисные темпы роста. Если начиная с 2000 года и вплоть до кризиса 2008–2009 годов рост китайского ВВП составлял обычно около 10% в год и больше, то в 2014 году, по данным Международного валютного фонда, экономика КНР росла уже только на 7,4%. В этом году замедление роста продолжилось. Как сообщает «Синьхуа», в первом квартале 2015 года китайская экономика выросла на 7% против 7,3% в предшествующем квартале.
Некоторые аналитики уже сообщали, что в КНР наступает новая экономическая эпоха. «Экономика Китая приобретает ярко выраженный потребительский характер, и если раньше весь мир наводняли товары под лейблом «Сделано в Китае», то сегодня все больше продукции производится не в Китае, а для Китая. Это открывает новые перспективы для сотрудничества с соседними странами: китайские инвесторы выходят на их рынки не только с целью расширить международное присутствие и получить доступ к ресурсам, но и для удовлетворения внутреннего спроса», – сообщали ранее специалисты Ernst&Young (см. «НГ» от 13.05.15).
По мнению экономистов E&Y, 2015 год должен стать еще одним судьбоносным годом для китайских инвестиций: «Как ожидается, внешние инвестиции из Китая в этом году превысят внутренние вложения». Причем китайские инвесторы активно осваивают самые разные отрасли: энергетику, добывающую промышленность, сферу недвижимости, агропром, инфраструктуру, обрабатывающую промышленность. Среди стран, приоритетных для китайских инвестиций, оказалась Россия.
«Россия вошла в список 10 приоритетных направлений китайских инвестиций по итогам 2014 года, заняв шестую строку по сумме привлеченных внешних китайских инвестиций. Причем с 2009 года их объем стабильно растет», – сообщает E&Y. Кроме РФ в десятке оказались США, Австралия, Сингапур, Индонезия, Великобритания, Канада, Германия, Таиланд, Вьетнам.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что Китай действительно пытается изменить свою экономическую модель. «Когда все возможности по наращиванию экспорта исчерпаны, современная экономическая модель предлагает стимулировать внутреннее потребление и кредитование, чтобы сохранить темпы экономического роста, и Китаю снижение импортных пошлин пойдет на пользу», – отмечает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.
Спрос может расти прежде всего со стороны среднего класса, который предъявляет к одежде и аксессуарам повышенные требования по качеству и предпочитает покупать европейские, японские, американские бренды, а не китайские. «Особо ценится хорошая одежда, «статусные» средства связи, предметы роскоши. По некоторым данным, на китайских покупателей приходится до 25% мировых продаж товаров для богатых», – говорит Люшин.
В то же время, чтобы стать действительно крупнейшим мировым потребителем самых разных товаров, Китаю нужно сначала сделать юань резервной валютой, полагает аналитик TeleTrade Александр Егоров. «Тогда будет возможность поддерживать экономический рост за счет внутреннего потребления, поскольку спрос на национальную валюту будет очень высокий, что повысит ее покупательную способность», – поясняет Егоров. Однако произойдет это не сразу. По оценкам эксперта, юань сможет стать мировой резервной валютой скорее всего не раньше, чем через два-три года, а макроэкономическая модель экономики КНР перестроится с экспортно ориентированной на внутренний спрос не ранее чем через семь-восемь лет.
Правда, как замечают некоторые эксперты, у планов Китая нарастить импортные поставки есть еще одно препятствие, кроме таможенных пошлин. «Сейчас снижение темпов роста китайской экономики ощутимо бьет по внутреннему потребительскому рынку. Обеспеченные городские жители стали меньше покупать, причем не только импорт. По итогам апреля импортные потоки в Китае сократились на 16% по сравнению с мартом, – сообщает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Очевидно, что сейчас падающий импорт становится настоящей головной болью». Правда, эксперт связывает сегодняшнее затухание потребительского спроса как раз с тем, что потребительский бум в Китае уже был и теперь он завершен.